История . Группа 403. 14.09.2021. Конспект прислать фото отчетом.
лассическое Средневековье в Европе '. — XIII вв.)
являлось временем расцвета феодализма. Слово «феодализм»
происходит от слова «феод» — наследственное земельное владение за службу.
Человек, получавший феод, был вассалом (слугой) того, кто предоставлял ему
землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором (старшим).
И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех
жителей его феода.
К Х—XI ни. в Европе почти вся земля оказалась поделен
ной на феоды. В то время так и говорили: «Нет земли без сеньора».
Все феодалы стали фактически независимыми правителями в своих владениях. Однако
между феодалами сохранялась связь, которая предохраняла государства от полного
распада. Эту связь изображают в виде так называемой «феодальной лестницы». На
ее верхней ступени находился король или император — верховный владелец всех
земель и верховный сеньор б государстве. Считалось, что король раздавал
большие области споим вассалам — князьям, герцогам, графам. Те. в свою очередь,
выделяли отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным
вассалам — баронам. У баронов тоже 61,1:111 вассалы — рыцари. Слово «рыцарь»
в переводе с немецкого означает всадник, кавалерист. В качестве феода рыцари
получали имение — деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень
«феодальной лестницы».
Существовало правило: "Вассал моего вассала
— не мой вассал». Это означало, что вассал служил только своему
непосредственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона
— вассала герцоги, а герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей
была тогда очень слабой.
Сеньор давал вассалу землю, помогал ему и защищал от
врагов. Вассал по призыву господина становился в ряды его войска. Как правило,
военная служба была для вассала обязательной в течение 40 дней в году. За
остальные дни. проведенные и седле, он получало1 сеньора особу к> плату. В
определенных случаях вассал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена
и т.д. Феод после смерти владельца наследовал его старший сын.
Причины
возникновения феодализма.
В период Средневековья войны были частым явлением.
После распада империи Карла Великого все страны Европы сотрясали кровавые
усобицы. Еще страшнее в IX —X вв. оказались опустошительные набеги
норманнов (жителей Скандинавии и Дании), арабов, венгров, которые
временами грозили самому существованию европейского общества. Для спасения от
полного истребления и разорения нужно было иметь надежное войско.
Усовершенствования в военном деле (например, внедрение полков для лошадей и
стремян для седел) резко подняли значение профессионального рыцарского войска
(всадники с тяжелым оружием и в тяжелых доспехах). Благодаря подковам лошадь
могла пере возить тяжеловооруженного, закованного в железо рыцаря, который,
опираясь на стремена, копьем и мечом поражал противника.
Рыцарь стал грозной силой, но каждого такого воина и его коня теперь должны
были содержать десятки человек. На смену массовым ополчениям приходят небольшие
отряды воинов-профессионалов. Феодальные порядки обеспечивали существование
достаточно надежной военной силы для защиты всего общества.
|
Раннее средневековье |
Позднее средневековье |
Три
сословия феодального общества.
Священник, рыцарь и простолюдин
(книжная иллюстрация, Франция, XIII век)
В Средние века люди делились на сословия молящихся
(духовенство, монахи), воюющих (аристократия, рыцари) и работающих. Эти сословия
отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и
обычаями.
В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных
людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской
империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми
областями, а некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только
феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.
В сословие работающих пошли как потомки обедневших
свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов
и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это
крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались
свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю
и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы крестьянам предоставлял
феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили
феодалу подати (оброк). Феодал сулил население своего феода, взимал штрафы за
нарушение законов. Другую категорию крестьян называли крепостными. Они
считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности
крепостных (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Они
находились в личной зависимости от феодалов, их продавали и покупали вместе с
землей. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора.
Слуги-крепостные находились фактически положении рабов.
|
|
Григорий Турский (ок.538/539-593/594) жаловался, что монахи проводят
больше времени в тавернах, чем за молитвой в своих кельях. В 847 г. совет
прелатов постановил, что любой член религиозного ордена, который регулярно
напивается, должен нести епитимью в течение сорока дней, что в данном случае
подразумевало воздержание от мясного, пива и вина. |
Помимо воюющих и работающих имелось сословие
молящихся. Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или
крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и
самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол.
Только христианская церковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить
всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней
дьявола и замолить его грехи перед Богом.
Главной обязанностью сословия молящихся было
богослужение. Священники также крестили детей, венчали
новобрачных, принимали исповедь кающихся и отпускали им грехи, причащали
умирающих.
В отличие от воюющих и работающих, духовенство было открытым
сословием. Священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Для
содержания первого сословия с работающих взимали подать в размере десятой части
дохода (церковная десятина), В непосредственном владении церкви находились
немалые земли.
|
|
||
|
|
(Определите, где какое сословие)
Крестьяне в Средние века помимо земледелия и скотоводства охотились,
ловили рыбу, собирали мед и воск лесных пчел. Они шили себе
одежду и обувь, строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и возводили
мосты, рыли каналы и осушали болота. Но сельское хозяйство оставалось для них
главным делом. Потребности его развития превращали многих сельских жителей в
подлинных изобретателей. Успехи земледелия во многом связаны с изобретением
крестьянами тяжелого плуга с сошником — приспособлением для отвала земли.
Придумали и хомут для лошади. Он позволил использовать этих животных дли
вспашки полей.
Крестьянами было освоено трехполье.
Были выведены озимые сорта растений, устойчивых к зимнему холоду. На поля стали
вносить навоз и другие удобрения. Широкое распространение получило
выращивание овощей и фруктов. Виноградники постепенно
распространялись не только в южных, но и в сравнительно северных районах,
вплоть до Англии.
Каждая крестьянская семья возделывала свой надел.
Этот надел представлял из себя длинную полосу земли в
большом поле. Рядом располагались наделы других семей, а также полосы господской
земли. После сбора урожая на большое поле выгонялся скот. Он не только пасся,
но н удобрял пашню. Поэтому работы на наделах должны были проводиться жителями
деревни одновременно, и все должны были сажать одинаковые культуры. Односельчане
помогали попавшим в беду соседям, совместно защищали поля и стада от
грабителей, расчищали новые поля, пользовались лесами и лугами.
Жители деревни решали на сходках важнейшие вопросы,
избирали старосту — главу крестьянской общины. Община была
необходима крестьянам и к их отношениях с феодалом. Староста следил за полнотой
уплаты оброка и одновременно за тем, чтобы с крестьян
не брали сверх нормы.
Комментарии
Отправить комментарий