История . Группа 401.08.11.2021. Конспект прислать фото отчетом.

 Тема урока: Образование единого Русского государства

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: проблемный урок; урок анализа и синтеза изучаемого материала;

Методы обучения: индивидуально – групповое обучение (работа в парах)

 

Цель урока:

-образовательная: изучить пути объединения отдельных княжеств в единое государство; раскрыть значимость внутренней и внешней политики Ивана III, способствующей объединению русских земель и созданию единого государства 
-развивающая: развивать навыки работы с информацией разного вида (Интернетом, источниками, учебником), умение анализировать факты, события, давать им оценку, сравнивать и делать обобщающие выводы; развивать навыки коммуникативного общения; формировать самостоятельность суждений, используя мнения известных историков; 
-воспитательная:воспитывать чувство патриотизма, прививать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство единства с народами нашей страны.

 

Межпредметные связи (МПС): обществознание, география, литература

ТСО и наглядные пособия: учебник, таблица, проектор, презентация, дидактический материал, эпиграф на доске: «Иван III, к сожалению, не был воспет ни современниками, ни потомками, хотя обозначенная его именем эпоха вполне

достойна эпического увековечивания». (Б.А.Рыбаков)

Основные понятия: «государь всея Руси», Боярская дума, Казна, Дворец, Юрьев день, "пожилое",Судебник, местничество, наместники, поместье. 
Основные даты: 
-1462 - 1505 гг. - правление Ивана 3
-1471, 1478 гг. - походы Ивана 3 на Новгород
-1480 г. - свержение ордынского ига
-1497г. - принятие Судебника

Ход урока:

1. Оргмомент.

-проверка готовности студентов к учебному занятию

-проверка выполнения домашнего задания

-ознакомление с планом работы на уроке

2.    Актуализация опорных знаний:

 

-Фронтальный опрос:

1) Чем закончилась битва на Воже? ( победой Дмитрия Донского)

2) Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с Ордой? 2( Сергий Радонежский)

3) Кто был союзником Мамая против московского князя? (Ягайло)

4) Кто захватил и сжег Москву в 1382 г.? 4(хан Тохтамыш)

5)Внук Ивана Калиты, победивший Мамая (Дмитрий Донской )

-Учитель: Наследники Дмитрия Донского продолжали присоединять земли к Московскому княжеству и укрепили роль Москвы как общерусского центра. Но процесс политического объединения русских земель замедлила феодальная война второй четверти XV в.
Вывод: династическая война показала неизбежность образования единого централизованного государства. Сын Василия II – Иван III стал олицетворением объединительных стремлений русских людей. Объявляется тема урока, цели и задачи. (Записывают тему урока). 

План урока:  1. Завершение процесса объединения русских земель. 2.Начало правления Ивана III
3. Покорение Новгорода

4. Падение ордынского ига

5.Войны с Казанью, Литвой, Швецией

6.Централизация власти


-Демонстрируется слайд №2. Иван III назван в истории Великим. Однако, у современников неоднозначный подход к правлению Ивана III, его роли в создании государственности. 
Зачитывается высказывание академика Б.А.Рыбакова (эпиграф на доске) «Иван III, к сожалению, не был воспет ни современниками, ни потомками, хотя обозначенная его именем эпоха вполне достойна эпического увековечивания».

Проблемный вопрос урока: прав ли был историк? свое мнение выразим в конце урока.

3.Формирование новых понятий, способов действий и навыков умственного труда:

 

1) Завершение процесса объединения русских земель

Задание: прочитать п.1-2 учебника (Артёмов) ответить на вопросы:

-кто занял московский престол после смерти Дмитрия Донского, какие земли он присоединил к своим? (Василий I, Нижний Новгород, Городец, Мещеру, Тарусу, Муром) Работа с картой.

-назвать период и причины феодальной войны, кто в ней участвовал? (1425 – 1453г.г; участники – князья-наследники Дмитрия Донского – Юрий, Василий II, Василий Косой, Дмитрий Шемяка ; причина – борьба за Московский престол)

-кто победил в феодальной войне, к чему это привело? (Василий II Тёмный, укрепил свою власть, усилив зависимость от Москвы других русских земель)

-когда и почему русская православная церковь стала независимой от константинопольского патриарха, чему это способствовало? Кто её возглавил?

(в1448г., по причине решения Флорентийского собора 1439г. об унии православной и католической церквей и согласия сэтим решением митрополита всея Руси Исидора, которого отстранили от власти и арестовали, избрав на его место епископа рязанского Иону; привело к повышению авторитета Русской православной церкви.)

 

2.Начало правления Ивана III

Учитель: После смерти в 1462г. Василия II Тёмного престол перешёл к его старшему сыну Ивану III, который уже давно являлся соправителем отца. Обстановка в первые годы правления Ивана III была сложной. Ахмат – хан Большой Орды, планировал поход на Русь. Поблизости от земель Северо – Восточной Руси набирало силу Казанское ханство, совершавшее частые набеги на русские земли.

В начале своего правления Иван III присоединил Ярославское и Ростовское княжества. В 1467г. начались войны Москвы с Казанью. В результате многих успешных сражений казанский хан был вынужден заключить мир на условиях великого князя московского, среди которых было условие выдать всех русских пленных за 40 лет. Во время этой войны складывалось новое военное ведомство – будущий Разрядный приказ.

Задание: проследить по карте военные события начала правления Ивана III.

 

3. Покорение Новгорода

Работа в парах с историческими источниками (дидактический материал – приложение.№1). 
-Демонстрируется иллюстрация «Покорение Новгорода» (слайд №6). 
-Отвечают: важным было присоединение 1) Новгорода. Он был старейшим центром Русского государства, известным своей самостоятельностью и независимостью, пытался заключить союз с Польшей и Литвой, желание Москвы завладеть

богатствами, землями и людскими ресурсами.
2) Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение

-Учитель: Победа Москвы над Новгородом в 1471г. знаменовала собой победу идеи о соединении русских земель под покровительством Москвы. В 1478 г. Новгород окончательно был присоединён к Москве. После ликвидации вече управлять делами Новгорода стал наместник московского князя.

 

4. Падение ордынского ига

Учитель: Наряду с объединением земель Руси, Иван III решал задачу -освобождения от ордынского ига. Демонстрируется (слайд №7, №8). Вопрос: Какие качества проявил Иван III в событии «Стояние на Угре»? (Работа в парах с историческим документом (дидактический материал - приложение №2). 

 

Отвечают: проявил себя мудрым, осторожным, как дипломат и отличный

полководец: 1) использовал вражду между крымским ханом Менгли-Гиреем и Ахматом 2) стал союзником Крыма против Орды и Литвы 3) тянул время для переговоров с Ахматом, укреплял армию и ждал наступление холодов, неблагоприятных для Ахмата 4) проявлял терпение, иногда жесткость, настраивал

русское войско на необходимость данного «дела» 
Учитель: Тонкую дипломатию Иван III проявил и при заключении брака с Софьей

Палеолог, который был ему нужен для укрепления международного статуса Руси, провозглашения её преемницей Византийской империи (а значит, и его, Ивана, преемником императора Константина XI), сблизил нас с остальной Европой. Породнившись с греческими императорами, Иван III принял и герб их, двуглавого орла, соединив его с гербом московским (всадником, поражающим копьем змия) и

принял титул Великий князь - государь всея Руси. Слайд №9,№10

5.Войны с Казанью, Литвой, Швецией

-демонстрация слайдов презентации.

-работа с картой: найти на карте места и даты основных сражений

-работа с учебником: прочитать учебник  § 25 п.6 (Артёмов) , назвать итоги военных столкновений Москвы с соседними государствами. (1487г. взятие Казани кн. Даниилом Холмским, набеги казанцев прекратились. В 1492г. после победы над Ливонским орденом на восточном берегу р. Нарова был заложен Иван –город, первый морской порт Русского государства ; В 1503г. с Литвой заключено соглашение, по которому к России отходили все завоёванные территории; 24.11 1501г. русская рать под руководством кн. Даниилы Щеня одержали победу над ливонскими рыцарями под Гельмедом; Ливония подписала перемирие с Москвой. Победа над Швецией закончилась подписанием соглашения о свободной торговле между Русским государством и Швецией.)


6.Централизация власти


а) система управления. 
Учитель: В конце XV века Русь заканчивала процесс объединения земель и создания единого государства. Для того чтобы удержать страну, была создана новая система отношений, приняты новые нормы права, созданы новые законы и новая система управления. 
Задание: составьте схему «Система управления при Иване III» (ученики составляют схему «Система управления при Иване III», используя дидактический материал - приложение № 3 и материал учебника, стр.157-159)
Проверяется правильность выполнения, слайд № 12

б) Судебник 1497 г. Дома Вы познакомились с историей создания и основными положениями Судебника 1497 г. Зачитывается высказывание историка Э.С.Кульпина по проблеме собственности земли (слайд №13)

-Обсуждение 2 вопросов: 1) Докажите или опровергните данное мнение. 

2) Почему именно Юрьев день был выбран в качестве точки отсчета для перехода крестьянина от одного хозяина к другому? 
«Судебником» 1497 г. впервые было узаконено государство в качестве верховного владельца земли. Земля делилась на вотчинную (боярские и монастырские владения) и государственную, принадлежавшую великому князю. 2. Удобное время для платы владельцу пожилого (26 ноября - после окончания полевых работ) 


в)Иван III и его правление в оценках современников. 
Какую оценку деятельности Ивана III дают историки и подтверждают ли они мнение Б.А.Рыбакова? 
-Работа в парах с фрагментами трудов историков С.Ф. Платонова, Н.И. Полевого, Н.А. Костомарова, Н.Н.Карамзина (раздаточный материал - приложение №4), сравнивают с высказыванием Б.А.Рыбакова. 
Отвечают, аргументируя свое подтверждение или опровержение точки зрения историков.

г)Ответить на проблемный вопрос урока: прав ли был историк в оценке деятельности Ивана III?

Закрепление. 

-выполняются задания приложения № 5

-пояснить понятия урока (см. на доску)

4.Итог урока

-Учитель: Т.О. Иван III, прозванный ещё его современниками Великим, является одним из самых выдающихся деятелей российской истории, организатором падения Ордынского ига над русскими землями, создателем нового Русского государства.

 

-комментирование и оценивание работы студентов на учебном занятии.

-Домашнее задание: читать§25 (Артёмов), составить конспект п.5,7 или презентацию по этим материалам.

 

 

 

Преподаватель Гордецкая Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение№1 

Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение

Новгород, руководимый партией Борецких, заключил с Литовским князем и королем Польским Казимиром договор, по которому король обязался защищать Новгород от Москвы, дать новгородцам своего наместника и соблюдать все вольности новгородские и старину. Это было расценено как предательство и готовится поход.

Посадник Борецкий попал в плен и был казнен, новгородцы заплатили великому князю огромный откуп в 15,5 тыс. рублей. Но в городе вспыхнул мятеж, произведенный Марфой Борецкой, вдовою посадника. Московский воевода, князь Даниил Холмский, взял и выжег город Русу, и разбил новгородцев, которые стали ездить из года в год в Москву просить суда у Ивана. Во время одного из таких приездов чиновники титуловали великого князя «государем». Но вольные звали его почетным титулом «господин», так же точно, как звали и свой вольный город «господином Великим Новгородом». 1478 год - снова поход. Новгород не имел сил бороться с Москвою. «Вечу не быть, посаднику не быть, а быть московскому обычаю, как государи великие князья держат свое государство у себя в Московской земле». Вечевой колокол был увезен в Москву. Туда же была отправлена и семья бояр Борецких, во главе которой стояла вдова посадника Марфа. 


Приложение№2

Послы хана Ахмата явились в Москву требовать дани. Иван, надеясь на помощь Менгли-Гирея и на собственные силы, приказал казнить послов кроме одного, которого отправил обратно. Следствием этого было новое и последнее нашествие Ахмата. Летом 1480 г. с многочисленными полчищами хан двинулся на Русь. Иван III, сам предводительствуя войском, поспешил ему на встречу, а Менгли-Гирей, союзник Ивана, вторгся в Польшу, чтобы воспрепятствовать польскому королю соединиться с Ахматом, как было между ними условлено. Сначала Ахмат хотел было переправиться через Оку; но узнав, что берега её заняты московскими войсками, направился к западу и стал на правом берегу реки Угры. Иван III расположился на левом берегу, но ни татары, ни русские не отваживались перейти через реку. Так прошло более полумесяца. К концу октября Угра покрылась льдом. Иван велел войскам отступить к Кременцу, близ которого он располагал дать битву. Войска, не поняв цели приказания и думая, что Иван хочет уклониться от боя, в беспорядке побежали. Хан вместо того чтоб их преследовать, также обратился в бегство и таким образом оба войска, никем не преследуемые, в страхе бежали друг от друга. Причиною этого была внезапно полученная весть о вторжении в Орду крымцев и воеводы князя Ноздреватого, посланных туда Иваном III, с целью отвлечь Ахмата. Так кончился грозный поход хана, которому не удалось даже переступить русский рубеж. 

 

Приложение №3 
Составить схему управления при Иване III, учитывая иерархию значимости и используя понятия – приказы, система местничества, наместник, казна, Великий князь, волость, Боярская дума, система кормлений, Великокняжеская канцелярия, Дворец. 

Органы центральной власти

Органы местной власти


Приложение №4 
Историки об Иване III Васильевиче
направление во внешних отношениях Руси. Он сбросил с себя последние остатки зависимости от золотоордынского хана. Он начал наступательные действия против Литвы, от которой Москва до тех пор только оборонялась. Он даже заявил притязания на все те русские области, которыми со времен Гедимина владели литовские князья: называя себя государем "всея Руси", он под этими словами разумел не только северную, но и южную, и западную Русь. Твердую наступательную политику вел Иван III и относительно Ливонского ордена. Он умело и решительно пользовался теми силами и средствами, которые накопили его предки и которые он сам создал в объединенном государстве. В этом и заключается важное историческое значение княжения Ивана III. Объединение северной Руси вокруг Москвы началось давно: при Дмитрии Донском обнаружились первые его признаки; совершилось же оно при Иване III. С полным правом поэтому Ивана III можно назвать создателем Московского государства

Н.Н.Карамзин: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”

Н.А. Полевой. Но когда великое дело истребления ордынцев занимало Иоанна, он не оставлял других великих дел. Таковы были: завоевание Перми; совершенное уничтожение вольности новгородской; истребление уделов. Везде видим одинаково осторожное мужество и светлый ум Иоанна , превышавший современников, ставивший его выше робкого мнения и малодушного ропота людей, не понимавших дел и мудрости Иоанновой…

Горделивый победитель Орды, Казани и Новгорода, зять греческих императоров, друг сильных  монархов, как будто желая искоренить в умах память о прежнем рабстве русских князей, Иоанн окружил себя царским великолепием, обрядами, приличиями дворскими и блестящим дворов, живя в своих белокаменных кремлевских палатах и теремах. Иностранные послы видели Иоанна среди благоговеющих, безмолвных царедворцев, важного, сурового, строгого, заставляющего трепетать одного слова, одного взгляда. Он собирал Боярские Думы, советы, соборы, но только для показания своего величия: собрания только подтверждали, что предполагал один Иоанн.
Н.И. Костомаров. Русские историки называют Ивана Великим. Действительно, нельзя не удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какою он умел преследовать избранные цели, его уменью кстати пользоваться благоприятными обстоятельствами и выбирать надлежащие средства для достижения своих целей; но не следует однако упускать из вида, при суждениях о заслугах Ивана Васильевича, того, что истинное величие исторических лиц в том положении, которое занимал Иван Васильевич, должно измеряться степенью благотворного стремления доставить своему народу возможно большее благосостояние и способствовать его духовному развитию: с этой стороны государствование Ивана Васильевича представляет мало данных. Он умел расширять пределы своею единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами, умел наполнять свою великокняжескую сокровищницу всеми правдами и неправдами, но эпоха его мало оказала хорошего влияния на благоустроение подвластной ему страны. Сила его власти переходила в азиатский деспотизм, превращающий всех подчиненных в боязливых и безгласных рабов. Такой строй политической жизни завещал он сыну и дальнейшим потомкам.

Приложение №5 
Заполните таблицу, заполняя пропуски из предложенных ниже понятий


Событие


Участник


1380 г.


А)______


Сергий Радонежский


Б)______


В)______


Ахмат


1497 г.


Г)______


Д)______


1478 г.


Переезд колокола в Москву


Е)______






Иван Васильевич




Понятия: 

1) Куликовская битва; 

2) Судебник; 

3) Падение золотоордынского ига;

4) Дмитрий Донской; 

5) 1480 г.; 

6) Тохтамыш; 

7) Марфа Борецкая; 

8) Иван III; 

9) 1462-1505 гг.; 

10) Образование государства «Россия

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Информатика группа 201.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 28.04.2021г

История . Группа 403.17.12.2021.Конспект прислать фото отчетом

История . Группа 401.01.12.2021. Конспект прислать фото отчетом