Информатика. Группа 308.Законспектировать. Конспект прислать на почту фото отчетом.14.12.2020.
Тема: Программная реализация несложного алгоритма.
Цель: выработать практические
навыки составления несложной программы в среде программирования Pascal ABC, проведения тестирования программ в
этой среде.
Приобретаемые ОК:
ОК
1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК
2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК
3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК
4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК
5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК
6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК
7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей)
Учебно-методическое оснащение рабочего места: инструкционно-технологическая карта.
Основные правила ТБ: требование безопасности во
время занятия.
Литература: Михеева, Е.В. Информатика; Цветкова М.С. Информатика и ИКТ.
Ход работы.
Краткие теоретические сведения
ВНИМАНИЕ! Для каждого
пользователя рекомендуется создать отдельную папку,
например, KURS, а в ней
папки для файлов.
Для запуска Паскаль АВС
необходимо запустить ярлык Pascal ABC. На экране появится среда
программирования Паскаль АВС (оболочка). Среда программирования – это пакет
взаимосвязанных файлов, которые позволяют набирать, редактировать, запускать и
отлаживать программы.
После запуска ярлыка на
рабочем столе открывается окно:
Первая строка экрана –
меню интегрированной среды, следующая строка – панель инструментов, нижняя
строка экрана – строка подсказки и состояния интегрированной среды. Между ними
расположено окно редактирования – рабочее поле, в котором можно открывать
несколько вкладок для разных программ.
Окно редактирования
предназначено для ввода и редактирования текста программы. Место ввода
информации обозначено курсором. В верхней левой части окна редактирования
выводится служебное имя редактируемого файла, например: Program1.pas.
Выполнение работы:
Задание
1.
1. Найдите строку Меню
(сверху) и строку-подсказку (снизу).
2. Поочередно войдите в
указанные ниже разделы Меню (активизируйте Меню мышью).
3. Найдите следующие
команды:
В меню Файл
Новый – создать
новый фал
Oткрыть – открыть
файл
Сохранить –
сохранить файл
Сохранить как… –
сохранить под новым именем
Выход – выйти из
Паскаля
В меню Правка
Отменить –
отменить изменение
Восстановить –
вернуть изменение
В меню Программа
Выполнить –
выполнить программу
Остановить –
остановить программу.
Задание 2.
1) Наберите простейшую программу,
соответствующую условию задачи:
Ввести в компьютер два
целых числа, найти их сумму, результат вывести на эк-
ран с поясняющим текстом.
Внимание! Две косые черты
(//) отделяют комментарии, их набирать не нужно.
program raschet; //
название программы
uses crt; // подключаемые
модули
var x, y, s:integer; //
объявление имен переменных и их типа
begin // начало
исполнительной части
writeln(’Введите два целых
числа’); // написать на экране текст
readln(x,y); // прочитать
данные с клавиатуры и
// запомнить их в
переменных
s:=x+y; // выполнить
расчет и запомнить его в
// переменной
writeln(‘Сумма чисел
=’,s); // написать на экране текст и значение
// переменной
end. // конец программы
2) Запустите набранную
программу на выполнение.
3) Сохраните набранную
программу в своей папке.
4) Разберитесь с работой
программы и измените ее так, чтобы она вычисляла не сумму, а разность чисел.
5) Проверьте правильность
работы измененной программы. Сохраните программу под новым именем в своей
папке.
Задание 3.
1) Активизируйте
пункт Файл и создайте новый файл (Новый).
2) Наберите текст программы. При наборе текста программы соблюдайте
позиционирование (отступы) строк. Это не влияет на работу программы, но делает
ее читабельной и облегчает поиск ошибок.
В следующей программе
подсчитывается доход клиента за 1 год в зависимости от банковского процента и
от величины денежного вклада.
Внимание! Текст в фигурных скобках является пояснением: его не нужно набирать.
Обратите внимание на
значение служебных слов языка.
program doxod; {название
программы}
uses crt; {подключаемые
модули (библиотеки)}
var b,a:integer;
{объявление переменных и их типа}
c:real;
begin {начало программы}
clrscr; {очистка экрана}
writeln('Доход от
вклада'); {вывод текста на экран
с переводом курсора на
следующую строку}
write( 'Введите величину
вклада в рублях: ' ); {вывод текста на экран без перевода
курсора на следующую
строку}
readln(b); {ввод целого
числа в переменную b с переходом на следующую строку}
write('Введите величину
банковского процента ');
readln(a);
c:=a*b/100; {расчет
значения переменной с}
writeln('Ваш доход =',c,'
рублей'); {вывод текста, значения переменной и текста}
end.
3) Запустите программу на
выполнение. Введите следующие данные:
Введите величину вклада в
рублях: 1000
Введите величину
банковского процента. 10
В результате должен
получиться ответ:
Ваш доход =100 рублей
4) Снова запустите
программу и введите другие разумные исходные данные.
5) Сохраните программу под
новым именем в своей папке.
Задание
4. Составить программу, соответствующую
условию задачи.
Вариант 1.
1) Дана сторона квадрата а. Найти его периметр Р=4∙а.
2)Дан диаметр окружности d. Найти её
длину L=π∙d. В качестве значения π
использовать 3.14.
Вариант 2.
1) Даны два числа а и b. Найти
их среднее арифметическое: (а+b)/2.
2) Дана длина ребра куба а. Найти объём куба V=a3 .
Вариант 3.
1)Даны стороны
прямоугольника а и b.
Найти его периметр Р=2∙(а+b).
2)Найти длину окружности L заданного радиуса R: L=2∙π∙R. В качестве значения π использовать
3.14.
Вариант 4.
Даны стороны
прямоугольника а и b.
Найти его площадь S=ab.
Найти площадь круга S заданного радиуса R: S=π∙R2.
В качестве значения π использовать 3.14.
Вариант 5.
Дана сторона квадрата а. Найти его площадь S=a2 .
Дана длина ребра куба а. Найти площадь его поверхности S=6∙a2.
Контрольные
вопросы
1. Определение
алгоритма.
2. Свойства
алгоритма.
Комментарии
Отправить комментарий