История . Группа 401.08.12.2021. Конспект прислать фото отчетом
Тема урока – «Россия при первых Романовых: перемены в государственном
устройстве».
Цель урока: охарактеризовать перемены в государственном устройстве России во время
правления первых Романовых.
Задачи урока: а) образовательные:
- охарактеризовать личность и деятельность Михаила Федоровича и Алексея
Михайловича;
- проследить изменения в органах власти в России в XVII веке;
-подвести учащихся к пониманию того, что в XVII веке в России
складывается абсолютная монархия. (технология проблемного обучения).
- познакомить с Судебником 1649 г.
б) развивающие:
- сформировать умение давать характеристику историческим деятелям;
- развивать умение работать с текстом, умения выделять главное, сравнивать
обобщать;
- выработать умение составлять логические блок-схемы.
в) воспитывающие:
- сформировать систему оценивания исторически событий и роли личности в
истории;
- формировать умение давать оценку личности и деятельности царей.
5. Основные понятия: Бюрократия. Воевода. Даточные люди.
Драгуны. Полки нового (иноземного) строя. Соборное уложение.
Основные даты: 1613—1645 гг.; 1645—1676 гг.;1649 г.; 1676—1682 гг.
Персоналии урока: Филарет. Романовы: Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор
Алексеевич.
6. План:
1) Первые Романовы.
2) Земские соборы.
3) Боярская дума.
4) Приказы.
5) Местное управление.
6) Реформа армии.
7) Законы. Соборное уложение 1649 г.
Оборудование: учебник «История
России конец XVI – XVIII век», 7 класс
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, компьютер,
проектор, рабочий лист, оценочный лист, видеофрагмент.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Учитель: Начнем наш урок с цитаты из
стихотворения «День» Анны Бондарчук – «Если за день ничему не научился – зря
прожил день». И для того, чтобы убедиться в том, что сегодня день -нашего
урока прошел не зря, предлагаю вам вспомнить , что мы узнали на
прошлом уроке, ответив на вопросы, заодно и проверим, как хорошо вы
выучили термины дома.
1.
Проверка домашнего задания
·
Перечислите основные последствия Смуты для развития экономики и хозяйства
России.(сокращение посевных площадей, упадок ремесленного производства,
разорение и запустение страны, сокращение числа рабочих рук. оскуднение казны).
Понятия:
·
Мануфактрура
·
Ремесленное производство
·
Предприниматель
·
Промышленник
1Предприятие ,
основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.2. Производство,
основанное не применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника. 3.
Человек, вложивший средства в развитие предприятия. 4. Собственник, какого либо
предприятия.
·
Назовите принципиальные отличия мануфактуры от ремесленной мастерской.
·
Какие товары в XVII в. ввозились в Россию, а какие вывозились? (кожа. сало,
пенька, смола, чай, шелк, краски пряности бумагу цветные металлы оружие.)
Перечислите основные черты в развитии сельского хозяйства России в XVII в.
(процесс закрепощения крестьян- увеличение срока сыска беглых крестьян,
хозяйственная специализация отдельных районов на определенное производство:
хлеб, лен, пушной промысел, кочевое скотоводство). 4. Как называется
крупное земледельческое хозяйство, специализирующееся на выращивании каких либо
сельскохозяйственных культур?-плантация.
·
В чём суть денежной реформы 1654 г.? введены в оборот медные деньги
из-за дефицита серебра, не было своих серебряных рудников. Использовались
европейские монеты).
II. Актуализация знаний.
· Ребята, какой период
российской истории вы закончили изучать?
· А к изучению какого
периода приступили?
· Окончание Смутного
времени связано с утверждением новой династии и вступлением на престол нового
царя. Кто был первым царем династии Романовых?
III. Постановка цели и задач урока,
мотивация учебной деятельности.
Проблемное задание на урок: Выполнить
проблемное задание: «Доказать, что в XVII веке в России идет
становление абсолютной монархии»
Все, что вы хотели бы узнать на уроке,
отражено в плане.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Ребята, сейчас вы будете слушать видео и одновременно заполнять рабочие
листы, которые состоят из заданий.
Из курса истории вам уже известны две
разновидности монархического правления: абсолютная монархия и
сословно-представительная. В рабочем листе соотнесите понятие и определение.
Задание 1
Выполнение задания.
ПОНЯТИЕ
А) Абсолютная монархия
Б) Сословно-представительная монархия
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. Разновидность монархической формы правления, при которой в управлении
государством и составлении законов принимают участие представители сословий.
2. Разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота
власти сосредоточена в руках правителя-монарха.
В Российском государстве в
конце XVI века была оформлена сословно-представительная монархия,
власть царя была слабой, он вынужден был опираться на верхушку общества. Какие
же изменения происходят в XVII веке? Прежде чем перейти к этому
вопросу, познакомимся с первыми царями из династии Романовых. Помните ли вы, каким
органом он был избран на царствование? При его правлении ,что изменилось в
хозяйстве? Ответы учеников: Земским собором.
Задание 2
|
Михаил Федорович Романов |
Алексей Михайлович Романов |
Федор Алексеевич Романов |
Даты |
1613-1645 |
1645-1676 |
1676-1682 |
|
Реформы носили умеренный преобразовательный характер. Ему удалось
улучшить экономическую ситуацию в стране, реорганизовать армию Появились
первые мануфактуры, начал формироваться всероссийский рынок. Наладились
дипломатические и торговые отношения со странами Европы и Азии. |
Дальнейшее укрепление царской власти, совершенствование системы
государственного управления. |
|
|
Оба вступили на престол в раннем возрасте. Они находились под влиянием
разных людей, оба правителя полагались на государственный аппарат и
собственное окружение |
Злоупотребление чиновников усилились, что стало причиной частых бунтов. |
|
Задание 3
Земский собор – сословно-представительный орган, в состав которого входят
представители духовенства, бояре и служилые люди (дворяне).
Орган центрального управления |
Функции |
Изменения |
Земский собор |
Сословно-представительный
орган |
1. Уменьшение
количества представителей из низших сословий. Стали собираться
реже. Утверждали уже
подготовленные царем проекты. Царь руководит
работой. В 1684 году
прекратили функционировать. |
· О чем говорят такие
изменения? Об ослаблении или усиление власти царя?
(Об усилении. Царь перестает нуждаться в
помощи представителей сословий. Действует самостоятельно). Доказательство что
в XVII веке в России идет становление абсолютной монархии»
Задание 4
Орган центрального управления |
Функции |
Изменения |
Боярская дума |
Совещательные при
царе |
1. Увеличение численного состава и стала громоздкой. 2. Собираться стала реже. 3. Появляется «Ближняя» дума. |
· О чем говорят такие
изменения? Об ослаблении или усиление власти царя?
(Эти изменения говорят об усилении
власти царя. Роль Боярской думы уменьшается, а влияние «ближней» думы
увеличивается).Доказательство- что в XVII веке в России
идет становление абсолютной монархии»
В XVII веке приказная система стала гораздо
более разветвленной и громоздкой. Территория расширялась, усложнялась и оживала
государственная жизнь – это требовало увеличение числа центральных ведомств.
Существовало до 100 приказов, но постоянных – до 40. Какие приказы существовали
в стране?
Задание 5
Работа с таблицей.
Название приказа |
Чем ведал |
Посольский |
Вопросами внешней политики, освобождения пленных за выкуп. |
Разрядный |
Распределением дворян и бояр на царскую службу. |
Ямской |
Почтовая связь |
Большого дворца |
Ведал дворцовым хозяйством и имуществом царя. |
Приказ тайных дел |
Контролем деятельности всех государственных учреждений и хозяйством
царской семьи. |
Приказы Функции
Казенный приказ Отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской
семьи.
Конюшенный приказ Распоряжался многочисленными царскими конюшнями и
снаряжением для царских выездов.
Приказ каменных дел Ведал каменным строительством в столице и крупных
городах.
Поместный |
Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин. |
Челобитный приказ Рассматривал прошения и жалобы царских подданных .
· Какой новый приказ был
самым значимым?
· Почему его считают
самым важным?
· Какие особые функции
были у него?
(Приказ Тайных дел. Который осуществлял
контроль за деятельность всех органов власти. Подчинялся только царю)
Доказательство- что в XVII веке в России идет становление абсолютной
монархии».
· О чем это
свидетельствует?
(Об усилении власти царя. Он держит под контролем деятельность всех
органов.)
· Какой вывод о работе
центральных органов власти можем сделать?
(Политическое управление осуществлял царь, опиравшийся на Боярскую думу,
которая была реорганизована в «ближнюю» думу – орган управления, состоящий из доверенных
лиц царя. Земские соборы уходят в прошлое. За деятельностью приказов и других
органов власти следит Приказ тайных дел, подконтрольный царю).
Задание 6
Местное управление:
Уезды-главная административная единица. Около 250.Глава-воевода. Полномочия:руковдство
местными отрядами; решение административных вопросов и судебных дел; контроль
выполнения населением повинностей; сбор налогов.
Волости станы.
Задание 7
1.Полки нового строя-полки иноземного строя (европейского образца).
2.Рейтарский полк-тяжелая кавалерия.
3.Драгунский полк-вид кавалерии, предназначенный для действий как в конном,
так и в пешем строю.
Формировались из беспоместных детей и дворян и вольных людей. В 1634 г.
были распущены. С 1654 г. набирали даточных людей-пожизненно военнообязанных,
выставлявших городами и сельским населением.
Задание 8
Соборное уложение 1649 г.-
При составлении свода законов использовались и
зарубежные законы. В 1649 году закон был принят на Земском соборе, получил
название Соборное Уложение. Он состоял из 25 глав, 967 статей. Это был первый
свод законов, отпечатанный типографским способом.
Соборное уложение трактовало царскую власть как власть помазанника Божьего.
Впервые было введено понятие «государственное преступление». Была установлена смертная
казнь за измену и заговор против государя.
Ребята, Соборное
уложение – очень значимый свод законов. Он не имеет прецедентов в истории русского
законодательства. По объёму Соборное уложение может сравниться разве что
со Стоглавом, но по богатству
юридического материала превосходит его во много раз. Он вызвал
живейший интерес в других странах, был переведен на английский, немецкий,
французский и другие языки. Действовало вплоть до 1832 года. К рассмотрению
отдельных положений вы вернетесь на последующих уроках, когда будете изучать
другие сферы общественной жизни, внешнюю политику.
Сделайте вывод.
(Законодательство делало все, чтобы
защитить, укрепить и возвеличить царя и его власть). Доказательство- что
в XVII веке в России идет становление абсолютной монархии».
V. Закрепление.
· Вернитесь к
определениям первого задания. Какая монархия формируется в стране?
(Абсолютная монархия). Выполнили
проблемное задание.
· Опираясь на таблицы,
схемы, Соборное уложение, докажите это.
(Прекращает работу Земский собор, уменьшается роль
Боярской думы, усиливается влияние «ближней» думы, создан приказ Тайных дел,
Соборное уложение окончательно утвердило формирование абсолютной монархии)
· На кого теперь
опирается царь?
(На чиновников из приказов. Их число растет.
Теперь царь сам осуществляет контроль за деятельностью органов власти)
Вывод: Царь опирается на чиновников,
руководит их работой и осуществляет контроль за их деятельностью.
Задание 9
Итоги:
-В XVII веке происходило усиление
самодержавной власти, опиравшейся на государственный аппарат и армию.
-В это время произошло окончательное
оформление крепостного права.
-Была сформирован армия по европейскому
образцу.
-В 1649 утвердили Соборное уложение,
ставшее первым печатным памятником русского права.
вывод: Итак, ребята, если в XVI веке в России была
сословно-представительная монархия, то при первых Романовых идет
становление абсолютной монархии).
VI. Итог урока. Ребята, давайте снова посмотрим на план
изучения нового материла и скажем: какой пункт вам запомнился лучше, вы готовы
рассказать на следующем уроке, был вам интересен? Какой пункт вам кажется
сложным, который надо еще дома закрепить? Давайте вместе оценим вашу
работу. Спасибо за урок, я считаю, что вы сегодня хорошо поработали и ваш день
прожит не зря!
Д.З.
Задание 10
«Управление Русским
государством в конце XVI века»
1. Царь 2. Боярская
дума 3. Земский собор 4. Приказы 5.
Воеводы 6. Губные старосты
Составление и запись в тетрадь блок-схемы «Органы управления в России
в XVII в.».
Учитель: Ребята, а сейчас для того, чтобы в полной мере разобраться в
системе управления государством в XVII в., предлагаю вам, всем вместе
составить схему «Органы управления в России в XVII в.» и записать ее
в тетрадь. Начнем, кто был во главе государства?
Ответы учеников: Царь.
Учитель: На какой сословно-представительный орган он опирался?
Ответы учеников: Земский собор.
Учитель: На какой его орган опирался царь?
Ответы учеников: Боярская дума.
Учитель: Какой еще орган был приближен к царю, о нем мы говорили, когда
рассматривали систему приказов?
Ответы учеников: Приказ тайных дел.
Учитель: Какие органы исполнительной власти вы помните?
Ответы учеников: Приказы.
Учитель: На какие основные группы можно разделить приказы?
Ответы учеников: Постоянные и временные.
Учитель: Что вы помните об изменениях в местном управлении?
Ответы учеников: Россия разделялась на уезды, возглавляемые воеводами,
станы и волости.
Рабочий лист
Тема урока: «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве».
План:
1) Первые Романовы.
2) Земские соборы.
3) Боярская дума.
4) Приказы.
5) Местное управление.
6) Реформа армии.
7) Законы. Соборное уложение 1649 г.
Задание 1.
Соотнесите понятие и определение.
ПОНЯТИЕ
А) Абсолютная монархия
Б) Сословно-представительная монархия
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. Разновидность монархической формы правления, при которой в управлении
государством и составлении законов принимают участие представители сословий.
2. Разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота
власти сосредоточена в руках правителя-монарха.
А |
Б |
|
|
Задание 2.
пункты |
Михаил Федорович Романов |
Алексей Михайлович Романов |
Федор Алексеевич Романов |
Даты |
|
-1676 |
1676-1682 |
На кого и на что опирались при правлении |
|
|
|
Задание 3.
Земский собор-
Орган центрального управления |
Функции |
Изменения |
Земский собор |
Сословно-представительный
орган |
|
Задание 4.
Орган центрального управления |
Функции |
Изменения |
Боярская дума |
Совещательные при
царе |
|
Задание 5.
Название приказа |
Чем ведал? |
|
Вопросами внешней политики, освобождения пленных за выкуп. |
|
Распределением дворян и бояр на царскую службу. |
|
Почтовая связь |
|
Ведал дворцовым хозяйством и имуществом царя. |
|
Контролем деятельности всех государственных учреждений и хозяйством
царской семьи. |
· Какой новый приказ был
самым значимым?
· Почему его считают
самым важным?
· Какие особые функции были
у него?
Задание 6.
Местное управление:
Уезды
Волости
Станы
-заполни пропуски
Уезды-.
Около 250.
Глава-
Полномочия:
Разряды-
Задание 7
1.Полки нового строя-
2.Рейтарский полк-
3.Драгунский полк-
4. Даточные люди-
Задание 8
Соборное уложение 1649 г.-
Задание 9
Итоги:
Задание 10
Заполните пропуски в схеме.
Схема «Управление
Русским государством в конце XVI века»
Комментарии
Отправить комментарий