История . Группа 403.15.11.2021. Конспект прислать фото отчетом
Зарождение централизованных государств в Европе»
Тип урока: Изучение новой темы.
Цель
урока: Сформировать представление у учащихся о процессе становления
и централизации власти основных европейских держав. Сформировать логические
связи между периодами раннего и зрелого средневековья, проследить изменения в
общественно политической жизни данного отрезка времени.
Основные
понятия: Столетняя война(1337-1453), парламент, Генеральные штаты, Великая
хартия вольностей(1215), Реконкиста(1085-1492), Гуситские войны (1419-1434),
Жакерия, война Алой и Белой розы.
Основные
персоны: Капетинги – Гуго Капет, Людовик VI (толстый)
(1108-1137), ФилиппII Август (1180-1223), Людовик IX Святой
(1226-1270), Филипп IV Красивый(1285-1314),
ГенрихII Плантегенет, ЭдуардIII, ФилиппVI Валуа, КарлVII, Жанна
д,Арк, Альфонс VIII, Ян Гус, Ян Жижка, Осман, Тимур,
МехмедII Завоеватель, Уот Тайлер, ЛюдовикXI (1461-1483), Карл Смелый,
Генрих VII Тюдор (1485-1509)
Оборудование:
Доска, карты: «Западная Европа в IX-XIII вв», «Столетняя война 1337 -
1453 гг», «Гуситские войны 1419 - 1434 гг.», учебник «История. Для профессий и
специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического
профилей.», в двух частях, В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков, часть 1
Ход
урока.
Организационный
момент: Приветствие
Актуализация
знаний:
Вопросы
учащимся: После смерти Людовика Благочестивого, сына Карла Великого,
Франкское государство распалось и было поделено между его тремя сыновьями.
Назовите их имена и территории, отошедшие каждому?
Примерный
ответ: Лотарю – Италия и Лотарингия, Карлу Лысому – Западно-Франкское
королевство, Людовику Немецкому – Восточно-Франкское королевство.
Впоследствии,
какие государства зародились в пределах этих королевств?
Примерный
ответ: Западно-Франкское королевство – Франция, Восточно-Франкское
королевство и север Италии – Священная Римская империя германской нации
(Оттон1), Южная Италия – торговые республики.
Каким
образом складывалась история Британии в ранее и начало зрелого средневековья?
Примерный
ответ: В эпоху ВПН Британию захватили германские племена англо-саксов,
основав там 7 англо-саксонских королевств, впоследствии в 1066г. Британию
захватили норманны, выходцы из герцогства Номандского во главе с Вильгельмом
Завоевателем.
Рассказ
учителя: Династия Каролингов во Франции продержалась сравнительно недолго –
менее 200 лет. Последнего представителя Каролингов,
Людовика V Ленивого, сменил его родственник по женской линии,парижский
граф Гуго Капет в 987 году. Таким образом к власти приходит династия
Капетингов. Власть первых представителей династии Капетингов ( Роберт1, Генрих
1 – муж АнныЯрославны, дочери Ярослава Мудрого, Филипп1) была еще слаба, однако
при сыне Филиппа 1, Людовике VI (толстом), ситуация меняется.
В Англии
централизация власти в период XI-XII веков шла более ровными темпами,
потомок Вильгельма Завоевателя, Генрих II Плантагенет, усилил
центральную власть в Англии и расширил владения во Франции.
Вопрос
учащимся: Какие владения у английских королей изначально были во
Франции?
Примерный
ответ: Вильгельм Завоеватель – герцог Нормандского герцогства, у
английских королей оставались эти территории.
Таблица
укрепления власти королей Англии и Франции и (сост. Учащимися с помощью ОИ,
стр.110):
Рассказ
учителя: Противостояние королей и крупных феодалов в ходе укрепления
центральной власти в Англии, привело к тому, что короли в борьбе с баронами
стремились получить поддержку от городской верхушки, представителей различных
сословий.
В 1215 г
король Иоанн Безземельный подписал великую хартию вольностей,
законодательно расширяющую и закрепляющую права различных сословий – феодалов,
духовенства, купцов и отдельных городов.
В 1265г в
Англии начал функционировать Парламент – сословно-представительный орган.
Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него
вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от
городов.
Постепенно
парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия:
1.
право на участие в издании законов,
2.
право решать вопросы о поборах с населения в
пользу королевской казны и
3.
право осуществлять контроль над высшими
должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого
судебного органа.
Во
Франции схожие процессы приводят к созданию в 1302 г
Генеральных штатов.
Чтение
Дидактического материала, стр.50-51?
Вопрос
учащимся: В чем сходство и различие приведенных выше двух документов?
Примерный
ответ: Сходство в приглашении в Парламент и Штаты представителей разных
сословий, различия – в структуре и в обязательности исполнения решений
парламента или штатов.
Рассказ
учителя: Территориальные и династические противоречия между Англией и Францией
привели их в 1337г к Столетней войне.
Столетняя
война (1337-1453) – серия военных конфликтов между Англией и Францией,
порожденная династическими и территориальными спорами.
Учащиеся
самостоятельно составляют таблицу основных военных действий Столетней войны с
помощью ОИ, стр.111:
Вопрос: Почему
Жанна д,Арк была уверена в победе над англичанами?
Приблизительный
ответ: Война с англичанами носила религиозно
национально-освободительный характер, она объединила нацию в сознании правого
дела – изгнания англичан из Франции.
Складывание
централизованных государств в Англии и Франции.
Рассказ
учителя: После завершения Столетней войны, процесс централизации власти
значительно ускорился. Столетняя война способствовала подъему национального
самосознания, особенно во Франции. Возникает потребность в объединении Франции
под властью монарха.
Решительный
шаг в этом процессе был сделан Людовиком XI (1461-1483). В
противостоянии со свободолюбивым герцогом Карлом Смелым Бургундским, он одержал
победу, подчинив короне часть Бургундии, Прованс, Бретань. Города и области
теряют свои привилегии, Генеральные штаты – свое значение и влияние на
власть. В XVI в Франция входит крупным централизованным
государством.
В Англии
сразу после поражения в столетней войне вспыхнула борьба между двумя
ветвями правящей династии – Йорками и Ланкастерами, война Алой и Белой розы.
Она привела к частичному истреблению и значительному ослаблению многих крупных
феодалов, что было на руку пришедшему к власти Генриху VII Тюдору
(1485-1509). Он укрепил свою власть с помощью репрессивных мер против
крупнейших феодалов, земли казненных отошли королю. Парламент
теряет свое влияние. Англия становится централизованным государством.
Перемены
во внутренней жизни европейских государств.(ОИ, стр.114)
Причины
перемен – войны и эпидемия чумы(1347г)
Убыль
населения привела к уменьшению потребности в продовольствии. Свободные
крестьяне, выращивающие сложные технические культуры, стали приносить больше
дохода, чем закрепощенные. Однако, феодалы требовали огромные выкупы за
освобождение крестьян. В Англии и Франции вспыхивают восстания.
Учащиеся
составляют хронологическую таблицу крестьянских восстаний в Англии и Франции с
помощью учебника, стр.114:
Реконкиста.
Реконкиста(XI-XVвв)
– освобождение Пиренейского полуострова из под власти мусульман христианскими
государствами севера полуострова (Кастилья, Арагон, Каталония, Леон)
Учащиеся
самостоятельно составляют хронологическую таблицу Реконкисты, с помощью ОИ,
стр.111-112:
Вопрос: Что
обеспечило победу христиан в битве?
Приблизительный
ответ: Призвание сражаться всем слоям населения без исключения, ставка
не на происхождение, а на личную храбрость. Обеспечение необходимым вооружением
бедных воинов.
На
захваченном Пиренейском полуострове сложились королевства Испания
и Португалия.
Гуситские
войны(1419-1434)— гражданская война между католич. и гуситским лагерями в
Чехии.
Вопрос: Когда
и при каких обстоятельствах возникла Священная римская империя германской
нации?
Примерный
вариант ответа: в 962г Папа Римский короновал Оттона 1, короля
восточно-франкского государства, захватившего земли венгров и северную Италию
(Ломбардию). Так было положено начало существования Священной Римской империи.
Чехия
в XVв входила в состав Священной римской империи.
Причиной
недовольства чехов явилось засилье немцев и католические порядки. В центре движения
за очищение церкви от роскоши и вмешательства в светские дела встал
проповедник Ян Гус.
В
1415г Ян Гус был сожжен по решению церковного собора в Констанце.
Это
послужило толчком для начала войны последователей Гуса(представителей
совершенно разных слоев населения) против Священной Римской Империи.
Учащиеся
самостоятельно составляют схему описания двух лагерей гуситов – Чашников
и Таборитов.
Войско
Таборитов во главе с предводителем Яном Жижей научились
противостоять рыцарскому войску.
Чтение
дидактического материала, стр.57
Вопрос:
Какие способы ведения боя позволяли таборитам одерживать победу?
Приблизительный
ответ: Табориты освоили тактику засады и окружения врага с помощью повозок.
1420г –
объявлен крестовый поход против еретиков-гуситов.
1434г – Воспользовавшись
разногласиями лагерей гуситов, католики, переманив чашников на свою сторону,
разгромили таборитов.
Османское
государство
Государство
турок-османов возникло в Малой Азии из владений султана Османа (1258-1324)
Начало
завоеваний было положено в 1352г, когда за помощь во внутриполитическом
конфликте византийский император дарует туркам крепость в Константинополе, на
левом берегу Босфора.
Учащиеся
составляют список завоеванных территорий турками-османами, с помощью учебника,
стр.113:
1.
1.Ряд Византийских территорий,
2.
затем в 1389г – Косово поле, захвачены территории Сербии и
Болгария
3.
1453г – падение Константинополя, переименован в Стамбул
4.
Захвачена вся Сербия, в зависимости от турок Валахия и Молдавия
5.
Разбиты венецианцы
6.
1480г – попытка захвата Италии
7.
Крымское ханство стало вассалом султана
8.
Захвачена Венгрия
9.
Начало XVIв – подчинены земли Азии и Сев.Африки.
Закрепление
изученного: проводим с помощью вопросов в учебнике.
Комментарии
Отправить комментарий