История . Группа 403.15.11.2021. Конспект прислать фото отчетом

 

Зарождение централизованных государств в Европе»

Тип урока: Изучение новой темы.

Цель урока: Сформировать представление у учащихся о процессе становления и централизации власти основных европейских держав. Сформировать логические связи между периодами раннего и зрелого средневековья, проследить изменения в общественно политической жизни данного отрезка времени.

Основные понятия: Столетняя война(1337-1453), парламент, Генеральные штаты, Великая хартия вольностей(1215), Реконкиста(1085-1492), Гуситские войны (1419-1434), Жакерия, война Алой и Белой розы.

Основные персоны: Капетинги – Гуго Капет, Людовик VI (толстый) (1108-1137), ФилиппII Август (1180-1223), Людовик IX Святой (1226-1270), Филипп IV Красивый(1285-1314), ГенрихII Плантегенет, ЭдуардIII, ФилиппVI Валуа, КарлVII, Жанна д,Арк, Альфонс VIII, Ян Гус, Ян Жижка, Осман, Тимур, МехмедII Завоеватель, Уот Тайлер, ЛюдовикXI (1461-1483), Карл Смелый, Генрих VII Тюдор (1485-1509)

Оборудование: Доска, карты: «Западная Европа в IX-XIII вв», «Столетняя война 1337 - 1453 гг», «Гуситские войны 1419 - 1434 гг.», учебник «История. Для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей.», в двух частях, В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков, часть 1

Ход урока.

Организационный момент: Приветствие

Актуализация знаний:

Вопросы учащимсяПосле смерти Людовика Благочестивого, сына Карла Великого, Франкское государство распалось и было поделено между его тремя сыновьями. Назовите их имена и территории, отошедшие каждому?

Примерный ответ: Лотарю – Италия и Лотарингия, Карлу Лысому – Западно-Франкское королевство, Людовику Немецкому – Восточно-Франкское королевство.

Впоследствии, какие государства зародились в пределах этих королевств?

Примерный ответ: Западно-Франкское королевство – Франция, Восточно-Франкское королевство и север Италии – Священная Римская империя германской нации (Оттон1), Южная Италия – торговые республики.

Каким образом складывалась история Британии в ранее и начало зрелого средневековья?

Примерный ответ: В эпоху ВПН Британию захватили германские племена англо-саксов, основав там 7 англо-саксонских королевств, впоследствии в 1066г. Британию захватили норманны, выходцы из герцогства Номандского во главе с Вильгельмом Завоевателем.

Рассказ учителя: Династия Каролингов во Франции продержалась сравнительно недолго – менее 200 лет. Последнего представителя Каролингов, Людовика V Ленивого, сменил его родственник по женской линии,парижский граф Гуго Капет в 987 году. Таким образом к власти приходит династия Капетингов. Власть первых представителей династии Капетингов ( Роберт1, Генрих 1 – муж АнныЯрославны, дочери Ярослава Мудрого, Филипп1) была еще слаба, однако при сыне Филиппа 1, Людовике VI (толстом), ситуация меняется.

В Англии централизация власти в период XI-XII веков шла более ровными темпами, потомок Вильгельма Завоевателя, Генрих II Плантагенет, усилил центральную власть в Англии и расширил владения во Франции.

Вопрос учащимся: Какие владения у английских королей изначально были во Франции?

Примерный ответ: Вильгельм Завоеватель – герцог Нормандского герцогства, у английских королей оставались эти территории.

Таблица укрепления власти королей Англии и Франции и (сост. Учащимися с помощью ОИ, стр.110):

Рассказ учителя: Противостояние королей и крупных феодалов в ходе укрепления центральной власти в Англии, привело к тому, что короли в борьбе с баронами стремились получить поддержку от городской верхушки, представителей различных сословий.

В 1215 г король Иоанн Безземельный подписал великую хартию вольностей, законодательно расширяющую и закрепляющую права различных сословий – феодалов, духовенства, купцов и отдельных городов.

В 1265г в Англии начал функционировать Парламент – сословно-представительный орган. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия:

1.    право на участие в издании законов,

2.    право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и

3.    право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

Во Франции схожие процессы приводят к созданию в 1302 г Генеральных штатов.

Чтение Дидактического материала, стр.50-51?

Вопрос учащимся: В чем сходство и различие приведенных выше двух документов?

Примерный ответ: Сходство в приглашении в Парламент и Штаты представителей разных сословий, различия – в структуре и в обязательности исполнения решений парламента или штатов.

Рассказ учителя: Территориальные и династические противоречия между Англией и Францией привели их в 1337г к Столетней войне.

Столетняя война (1337-1453) – серия военных конфликтов между Англией и Францией, порожденная династическими и территориальными спорами.

Учащиеся самостоятельно составляют таблицу основных военных действий Столетней войны с помощью ОИ, стр.111:

Вопрос: Почему Жанна д,Арк была уверена в победе над англичанами?

Приблизительный ответ: Война с англичанами носила религиозно национально-освободительный характер, она объединила нацию в сознании правого дела – изгнания англичан из Франции.

Складывание централизованных государств в Англии и Франции.

Рассказ учителя: После завершения Столетней войны, процесс централизации власти значительно ускорился. Столетняя война способствовала подъему национального самосознания, особенно во Франции. Возникает потребность в объединении Франции под властью монарха.

Решительный шаг в этом процессе был сделан Людовиком XI (1461-1483). В противостоянии со свободолюбивым герцогом Карлом Смелым Бургундским, он одержал победу, подчинив короне часть Бургундии, Прованс, Бретань. Города и области теряют свои привилегии, Генеральные штаты – свое значение и влияние на власть. В XVI в Франция входит крупным централизованным государством.

В Англии сразу после поражения в столетней войне вспыхнула борьба между двумя ветвями правящей династии – Йорками и Ланкастерами, война Алой и Белой розы. Она привела к частичному истреблению и значительному ослаблению многих крупных феодалов, что было на руку пришедшему к власти Генриху VII Тюдору (1485-1509). Он укрепил свою власть с помощью репрессивных мер против крупнейших феодалов, земли казненных отошли королю. Парламент теряет свое влияние. Англия становится централизованным государством.

Перемены во внутренней жизни европейских государств.(ОИ, стр.114)

Причины перемен – войны и эпидемия чумы(1347г)

Убыль населения привела к уменьшению потребности в продовольствии. Свободные крестьяне, выращивающие сложные технические культуры, стали приносить больше дохода, чем закрепощенные. Однако, феодалы требовали огромные выкупы за освобождение крестьян. В Англии и Франции вспыхивают восстания.

Учащиеся составляют хронологическую таблицу крестьянских восстаний в Англии и Франции с помощью учебника, стр.114:

Реконкиста.

Реконкиста(XI-XVвв) – освобождение Пиренейского полуострова из под власти мусульман христианскими государствами севера полуострова (Кастилья, Арагон, Каталония, Леон)

Учащиеся самостоятельно составляют хронологическую таблицу Реконкисты, с помощью ОИ, стр.111-112:

Вопрос: Что обеспечило победу христиан в битве?

Приблизительный ответ: Призвание сражаться всем слоям населения без исключения, ставка не на происхождение, а на личную храбрость. Обеспечение необходимым вооружением бедных воинов.

На захваченном Пиренейском полуострове сложились королевства Испания и Португалия.

Гуситские войны(1419-1434)— гражданская война между католич. и гуситским лагерями в Чехии.

Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах возникла Священная римская империя германской нации?

Примерный вариант ответа: в 962г Папа Римский короновал Оттона 1, короля восточно-франкского государства, захватившего земли венгров и северную Италию (Ломбардию). Так было положено начало существования Священной Римской империи.

Чехия в XVв входила в состав Священной римской империи.

Причиной недовольства чехов явилось засилье немцев и католические порядки. В центре движения за очищение церкви от роскоши и вмешательства в светские дела встал проповедник Ян Гус.

В 1415г Ян Гус был сожжен по решению церковного собора в Констанце.

Это послужило толчком для начала войны последователей Гуса(представителей совершенно разных слоев населения) против Священной Римской Империи.

Учащиеся самостоятельно составляют схему описания двух лагерей гуситов – Чашников и Таборитов.

Войско Таборитов во главе с предводителем Яном Жижей научились противостоять рыцарскому войску.

Чтение дидактического материала, стр.57

Вопрос: Какие способы ведения боя позволяли таборитам одерживать победу?

Приблизительный ответ: Табориты освоили тактику засады и окружения врага с помощью повозок.

1420г – объявлен крестовый поход против еретиков-гуситов.

1434г – Воспользовавшись разногласиями лагерей гуситов, католики, переманив чашников на свою сторону, разгромили таборитов.



Османское государство

Государство турок-османов возникло в Малой Азии из владений султана Османа (1258-1324)

Начало завоеваний было положено в 1352г, когда за помощь во внутриполитическом конфликте византийский император дарует туркам крепость в Константинополе, на левом берегу Босфора.

Учащиеся составляют список завоеванных территорий турками-османами, с помощью учебника, стр.113:

1.    1.Ряд Византийских территорий,

2.    затем в 1389г – Косово поле, захвачены территории Сербии и Болгария

3.    1453г – падение Константинополя, переименован в Стамбул

4.    Захвачена вся Сербия, в зависимости от турок Валахия и Молдавия

5.    Разбиты венецианцы

6.    1480г – попытка захвата Италии

7.    Крымское ханство стало вассалом султана

8.    Захвачена Венгрия

9.    Начало XVIв – подчинены земли Азии и Сев.Африки.

Закрепление изученного: проводим с помощью вопросов в учебнике.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Информатика группа 201.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 28.04.2021г

История . Группа 403.17.12.2021.Конспект прислать фото отчетом

История . Группа 401.01.12.2021. Конспект прислать фото отчетом