История . Группа 403.19.11.2021. Конспект прислать фото отчетом
Средневековая
культура Западной Европы. Начало Ренессанса.
Наука и богословие. Общественная мысль в Средние века
развивалась в рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия.
Однако это не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали
общие закономерности развития природы, человеческого общества и их
взаимоотношения с Богом.
XI век стал временем рождения схоластики.
Схоластике присуще подчинение мысли авторитету. Один из схоластов сформулировал
тезис, что философия есть служанка богословия. Предполагалось, что
всякое знание имеет два уровня — «сверхъестественное», даруемое в откровении
Богом, и «естественное», отыскиваемое человеческим разумом.
«Сверхъестественное» знание можно было получить, изучая Библию и писания отцов
Церкви. «Естественное» знание отыскивалось человеческим разумом в сочинениях
Платона и Аристотеля.
В XII в. противоборство различных
направлений в схоластике привело к открытому противостоянию авторитету Церкви.
Возглавил его Пьер Абеляр, которого современники называли
«самым блестящим умом своего века». Абеляр ставил необходимым предварительным
условием веры понимание. В середине XV в. по схоластике нанес удар Николай
Кузанский. Он настаивал на обособлении изучения природы от богословия.
Развитие образования. С XI в. начинается подъем средневековых
школ. Обучение в школах велось сначала на латинском языке. Благодаря знанию
латыни образованные люди разных стран могли свободно общаться между собой. В
XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Основой
образования в Средние века являлись так называемые «семь свободных
искусств». Их делили на два уровня: начальный, куда входили грамматика,
диалектика и риторика, и высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и
музыку.
В XII — XIII вв. с ростом городов набирали
силу городские школы. Они были неподвластны прямому влиянию Церкви.
Учащиеся-школяры стали носителями духа свободомыслия. Многие из них писали
остроумные стихи и песни на латинском языке. Особенно доставалось в этих песнях
Церкви и ее служителям.
Некоторые школы превращались с XII в.
в университеты. Так назывался союз школяров и преподавателей
для учебы и защиты своих интересов. Первые высшие школы, подобные
университетам, появились в итальянских городах Солерно (медицинская школа) и
Болонья (юридическая школа).В 1215 г. был основан Парижский
университет. В XV в. в Европе было уже около шестидесяти университетов.
Университеты обладали широкой автономией,
которую даровали им короли или папы. Преподавание велось в форме лекций и диспутов
(научных споров). Университет подразделялся на факультеты. Младшим,
обязательным для всех студентов, был артистический факультет. Здесь
преподавали» семь свободных искусств». Старших факультетов было три:
юридический, медицинский и богословский. Основой образования во многих
университетах являлись труды Аристотеля, которые стали известны в Европе через
мусульманскую Испанию.
Архитектура. Скульптура. С ростом городов интенсивно развивались
архитектура. Возводились храмы, жилые дома, ратуши, торговые ряды и купеческие
склады. В центре города обычно находился собор или замок. Вокруг главной
городской площади строились дома с аркадами. От площади в разные стороны
расходились улицы. Вдоль улиц и набережных выстраивались дома в 2 — 5 этажей.
В XI — XIII вв. в европейской архитектуре
господствовал романский стиль. Такое название возникло,
поскольку зодчие использовали некоторые строительные приемы Древнего Рима. Для
романских храмов характерны массивные стены и своды, наличие башен, маленькие
окна, обилие арок.
Соборы в готическом стиле стали
возводить с XII в. В Северной Франции. Постепенно этот стиль распространился по
всей Западной Европе. Готические соборы возводились по заказу городских коммун
и подчеркивали не только могущество Церкви, но силу и вольность городов. В
готическом соборе легкие, ажурные стены как бы растворялись, уступая место
высоким узким окнам, украшенным цветными витражами. Внутреннее пространство
собора озарялось светом витражей. Ряды стройных столбов и мощный взлет
остроконечных стрельчатых арок создавали чувство неудержимого движения ввысь.
Изобретение книгопечатания. Изобретение печатного станка произвело
переворот не только в книжном деле, но и в жизни всего общества. Создателем
европейского способа книгопечатания считается
немец Иоганн Гутенберг. Изобретенный им печатный набор
позволил получать произвольное число одинаковых оттисков текста с формы,
составленной из литер — подвижных и легко заменяемых элементов. Гутенберг
первым применил пресс для получения оттиска, разработал рецепты типографской
краски и сплава для отливки литер. Около 1455 г. Гутенбергом была издана первая
полная печатная книга Европы — 42-строчная Библия (2
тома, 1282 страницы). Открытие Гутенберга сделало книгу, а вместе с ней знания
намного более доступными для людей.
Раннее Возрождение. В XIV — XV вв. в культуре Европы
начинают происходить большие перемены, связанные с невиданным взлетом науки,
литературы, искусства. Это явление получило название Возрождение (Ренессанс).
Деятели Возрождения считали, что после гибели античного мира наступил период
упадка — Средние века. И только теперь начинается истинное возобновление
античной образованности, науки, культуры. Родиной Возрождения являлась Италия,
где сохранилось немало из античного наследия и куда бежали, спасаясь от турок,
многие образованные люди из Византии. С XIV в. любители античности развивали
идеи гуманизма (признание ценности человека как
личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей).
Позже их самих начали называть гуманистами. Центрами гуманизма становятся
Флоренция, Венеция, Милан.
Одним из ведущих направлений в первой
половине XV в. был гражданский гуманизм. Его основоположником
считается Леонардо Бруни, высшее должностное лицо
Флорентийской республики. Он перевел с греческого на латинский ряд сочинений
Аристотеля, писал собственные труды, среди которых «История флорентийского
народа».
Еще один выдающийся итальянский гуманист
XV ъ. Лоренцо Валла четко поставил вопрос о соотношении
светской культуры и христианской веры. Культура, считал Валла, — одна из сторон
духовной жизни, не зависящая от Церкви. Она отражает и направляет мирскую
жизнь, побуждает человека жить в согласии с самим собой и окружающим миром.
Живопись, ваяние и зодчество ступили на
путь новаторства в первые десятилетия XV в. В это время в Италии формируется
новый тип зданий — палаццо и вилла (городское
и загородное жилище). Простота фасада, совершенство пропорций, просторные
интерьеры — вот характерные черты новой архитектуры.
Центром живописи в эпоху Возрождения становится
Флоренция. Во второй половине XV в. художники ищут принципы построения
перспективы для изображения трехмерного пространства. В этот период
складываются различные школы — флорентийская, северо-итальянская, венецианская.
Внутри них возникает большое количество течений. Самым известным живописцем
Раннего Возрождения стал Сандро Боттичелли.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое схоластика? Как развивалась
общественная мысль в Средние века?
2. Расскажите о развитии образования в
Средние века. В чем состояло значение появления и распространения
университетов?
3. В чем состоят различия между романской
и готической архитектурой?
4. Как появилось книгопечатание, и какое
значение имело это событие?
5. Почему в Западной Европе началось
Возрождение и зародилось учение гуманистов? Назовите наиболее известных
представителей Раннего Возрождения.
6. Сравните культуру Средневековья и
Древнего мира. В чем были их общие черты и различия.
Комментарии
Отправить комментарий