История . Группа 203. 28.01.2022.Конспект прислать фото отчетом
Средневековая
культура Западной Европы. Начало Ренессанса.
Наука и
богословие.
Общественная мысль в Средние века развивалась в рамках христианской веры.
Высшим авторитетом являлась Библия. Однако это не исключало жарких споров по
самым разным вопросам. Философы искали общие закономерности развития природы,
человеческого общества и их взаимоотношения с Богом.
XI век стал
временем рождения схоластики. Схоластике присуще подчинение
мысли авторитету. Один из схоластов сформулировал тезис, что философия
есть служанка богословия. Предполагалось, что всякое знание имеет два
уровня — «сверхъестественное», даруемое в откровении Богом, и «естественное»,
отыскиваемое человеческим разумом. «Сверхъестественное» знание можно было
получить, изучая Библию и писания отцов Церкви. «Естественное» знание
отыскивалось человеческим разумом в сочинениях Платона и Аристотеля.
В XII в.
противоборство различных направлений в схоластике привело к открытому
противостоянию авторитету Церкви. Возглавил его Пьер Абеляр,
которого современники называли «самым блестящим умом своего века». Абеляр
ставил необходимым предварительным условием веры понимание. В середине XV в. по
схоластике нанес удар Николай Кузанский. Он настаивал на
обособлении изучения природы от богословия.
Развитие
образования. С XI
в. начинается подъем средневековых школ. Обучение в школах велось сначала на
латинском языке. Благодаря знанию латыни образованные люди разных стран могли
свободно общаться между собой. В XIV в. появились школы с преподаванием на
национальных языках. Основой образования в Средние века являлись так
называемые «семь свободных искусств». Их делили на два
уровня: начальный, куда входили грамматика, диалектика и риторика, и высший,
включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку.
В XII — XIII вв.
с ростом городов набирали силу городские школы. Они были неподвластны прямому
влиянию Церкви. Учащиеся-школяры стали носителями духа свободомыслия. Многие из
них писали остроумные стихи и песни на латинском языке. Особенно доставалось в
этих песнях Церкви и ее служителям.
Некоторые школы
превращались с XII в. в университеты. Так назывался союз
школяров и преподавателей для учебы и защиты своих интересов. Первые высшие
школы, подобные университетам, появились в итальянских городах Солерно
(медицинская школа) и Болонья (юридическая школа).В 1215 г. был основан Парижский
университет. В XV в. в Европе было уже около шестидесяти университетов.
Университеты
обладали широкой автономией, которую даровали им короли или папы. Преподавание
велось в форме лекций и диспутов (научных споров). Университет подразделялся
на факультеты. Младшим, обязательным для всех студентов, был
артистический факультет. Здесь преподавали» семь свободных искусств». Старших
факультетов было три: юридический, медицинский и богословский. Основой
образования во многих университетах являлись труды Аристотеля, которые стали
известны в Европе через мусульманскую Испанию.
Архитектура.
Скульптура. С
ростом городов интенсивно развивались архитектура. Возводились храмы, жилые
дома, ратуши, торговые ряды и купеческие склады. В центре города обычно
находился собор или замок. Вокруг главной городской площади строились дома с
аркадами. От площади в разные стороны расходились улицы. Вдоль улиц и
набережных выстраивались дома в 2 — 5 этажей.
В XI — XIII вв. в
европейской архитектуре господствовал романский стиль. Такое
название возникло, поскольку зодчие использовали некоторые строительные приемы
Древнего Рима. Для романских храмов характерны массивные стены и своды, наличие
башен, маленькие окна, обилие арок.
Соборы в готическом
стиле стали возводить с XII в. В Северной Франции. Постепенно этот
стиль распространился по всей Западной Европе. Готические соборы возводились по
заказу городских коммун и подчеркивали не только могущество Церкви, но силу и
вольность городов. В готическом соборе легкие, ажурные стены как бы
растворялись, уступая место высоким узким окнам, украшенным цветными витражами.
Внутреннее пространство собора озарялось светом витражей. Ряды стройных столбов
и мощный взлет остроконечных стрельчатых арок создавали чувство неудержимого
движения ввысь.
Изобретение
книгопечатания.
Изобретение печатного станка произвело переворот не только в книжном деле, но и
в жизни всего общества. Создателем европейского способа книгопечатания считается
немец Иоганн Гутенберг. Изобретенный им печатный набор
позволил получать произвольное число одинаковых оттисков текста с формы,
составленной из литер — подвижных и легко заменяемых элементов. Гутенберг
первым применил пресс для получения оттиска, разработал рецепты типографской
краски и сплава для отливки литер. Около 1455 г. Гутенбергом была издана первая
полная печатная книга Европы — 42-строчная Библия (2
тома, 1282 страницы). Открытие Гутенберга сделало книгу, а вместе с ней знания
намного более доступными для людей.
Раннее
Возрождение. В XIV
— XV вв. в культуре Европы начинают происходить большие перемены, связанные с
невиданным взлетом науки, литературы, искусства. Это явление получило
название Возрождение (Ренессанс). Деятели
Возрождения считали, что после гибели античного мира наступил период упадка —
Средние века. И только теперь начинается истинное возобновление античной
образованности, науки, культуры. Родиной Возрождения являлась Италия, где
сохранилось немало из античного наследия и куда бежали, спасаясь от турок,
многие образованные люди из Византии. С XIV в. любители античности развивали
идеи гуманизма (признание ценности человека как
личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей).
Позже их самих начали называть гуманистами. Центрами гуманизма становятся
Флоренция, Венеция, Милан.
Одним из ведущих
направлений в первой половине XV в. был гражданский гуманизм. Его
основоположником считается Леонардо Бруни, высшее
должностное лицо Флорентийской республики. Он перевел с греческого на латинский
ряд сочинений Аристотеля, писал собственные труды, среди которых «История
флорентийского народа».
Еще один
выдающийся итальянский гуманист XV ъ. Лоренцо Валла четко
поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Культура,
считал Валла, — одна из сторон духовной жизни, не зависящая от Церкви. Она
отражает и направляет мирскую жизнь, побуждает человека жить в согласии с самим
собой и окружающим миром.
Живопись, ваяние
и зодчество ступили на путь новаторства в первые десятилетия XV в. В это время
в Италии формируется новый тип зданий — палаццо и вилла (городское
и загородное жилище). Простота фасада, совершенство пропорций, просторные
интерьеры — вот характерные черты новой архитектуры.
Центром живописи
в эпоху Возрождения становится Флоренция. Во второй половине XV в. художники
ищут принципы построения перспективы для изображения трехмерного пространства.
В этот период складываются различные школы — флорентийская, северо-итальянская,
венецианская. Внутри них возникает большое количество течений. Самым известным
живописцем Раннего Возрождения стал Сандро Боттичелли.
ВОПРОСЫ И
ЗАДАНИЯ
1. Что такое
схоластика? Как развивалась общественная мысль в Средние века?
2. Расскажите о
развитии образования в Средние века. В чем состояло значение появления и
распространения университетов?
3. В чем состоят
различия между романской и готической архитектурой?
4. Как появилось
книгопечатание, и какое значение имело это событие?
5. Почему в
Западной Европе началось Возрождение и зародилось учение гуманистов? Назовите
наиболее известных представителей Раннего Возрождения.
6. Сравните
культуру Средневековья и Древнего мира. В чем были их общие черты и различия.
Комментарии
Отправить комментарий