История . Группа 206. 12.01.2022.Конспект прислать фото отчетом
§ 17. Основные черты западноевропейского феодализма
Что такое феодализм.
Классическое Средневековье в Европе IX— XIII вв.
являлось временем расцвета феодализма. Слово «феодализм» происходит от
слова «феод» — наследственное земельное владение за службу. Человек,
получавший феод, был вассалом (слугой) того, кто предоставлял
ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором (старшим).
И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех
жителей его феода.
К Х—XI в Европе почти вся земля оказалась поделенной на феоды. В то
время так и говорили: «Нет земли без сеньора». Все феодалы стали фактически
независимыми правителями в своих владениях. Однако между феодалами сохранялась
связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь изображают
в виде так называемой «феодальной лестницы». На ее верхней
ступени находился король или император — верховный владелец всех земель и
верховный сеньор в государстве. Считалось, что король раздавал
большие области своим вассалам — князьям, герцогам, графам. Те. в свою очередь,
выделяли отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным
вассалам — баронам. У баронов тоже были вассалы — рыцари. Слово «рыцарь» в
переводе с немецкого означает всадник, кавалерист. В качестве феода рыцари
получали имение — деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень
«феодальной лестницы».
Существовало правило: "Вассал моего вассала — не мой вассал». Это
означало, что вассал служил только своему непосредственному сеньору. Король,
например, не мог призвать на службу барона — вассала герцоги, а герцог —
простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была тогда очень слабой.
Сеньор давал вассалу землю, помогал ему и защищал от врагов. Вассал по
призыву господина становился в ряды его войска. Как правило, военная служба
была для вассала обязательной в течение 40 дней в году. За остальные дни.
проведенные и седле, он получал сеньора особую плату. В определенных случаях
вассал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена и т.д. Феод после
смерти владельца наследовал его старший сын.
Три сословия феодального общества.
В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и
работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям,
которые были установлены законами и обычаями.
В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных людей
варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи.
Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а
некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только феодалы имели
право владеть землей и управлять другими людьми.
В сословие работающих пошли как потомки обедневших свободных
людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов.
Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две
категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях
феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Считалось,
что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на
господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал сулил
население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию
крестьян называли крепостными. Они считались «прикрепленными»
к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности крепостных (барщина, оброк)
были более тяжелыми, чем у свободных. Они находились в личной зависимости от
феодалов, их продавали и покупали вместе с землей. Имущество крепостных
считалось собственностью сеньора. Слуги-крепостные находились фактически
положении рабов.
Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся. Его
считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или крестьянин не в
силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться
с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь
и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем божественные законы,
связать человека с Богом, защитить его от козней дьявола и замолить его грехи перед
Богом. Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники
также крестили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающихся и
отпускали им грехи, причащали умирающих.
В отличие от воюющих и работающих, духовенство было открытым сословием.
Священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания
первого сословия с работающих взимали подать в размере десятой части дохода
(церковная десятина), В непосредственном владении церкви находились немалые
земли.
Крестьяне.
Крестьяне в Средние века помимо земледелия и скотоводства охотились,
ловили рыбу, собирали мед и воск лесных пчел. Они шили себе одежду и обувь,
строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и возводили мосты, рыли каналы
и осушали болота. Но сельское хозяйство оставалось для них главным делом.
Каждая крестьянская семья возделывала свой надел. Этот надел представлял
из себя длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других
семей, а также полосы господской земли. После сбора урожая на большое поле
выгонялся скот. Он не только пасся, но н удобрял пашню. Поэтому работы на
наделах должны были проводиться жителями деревни одновременно, и все должны
были сажать одинаковые культуры. Односельчане помогали попавшим в беду
соседям, совместно защищали поля и стада от грабителей, расчищали новые поля,
пользовались лесами и лугами.
Жители деревни решали на сходках важнейшие вопросы, избирали старосту —
главу крестьянской общины. Община была необходима крестьянам и
их отношениях с феодалом. Староста следил за полнотой уплаты оброка и
одновременно за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы.
Феодалы.
Рядом с деревней находилось укрепленное жилище ее сеньора — замок. Замки
строились одновременно со складыванием самого феодализма. В IX —X ив.
их возводили для защиты от норманнов, арабов и венгров. 13 замках укрывались
жители всей округи. Вначале замки сооружали из дерева, затем из камня. Эти
крепости часто окружали рвом с водой, через который перебрасывался подъемный
мост. Самым непреступным местом замка была многоэтажная башня — донжон. Наверху
в донжоне жил феодал со своей семьей, а внизу — его слуги. В подвале находилась
темница. Каждый этаж донжона при необходимости превращался в маленькую
крепость. С верхнего этажа в стене башни нередко прокладывали тайную винтовую
лестницу в подвал. Из подвала шел подземный ход в отдаленное место. Поэтому
даже при захвате замка феодал мог избежать гибели или плена. Однако взять
замок штурмом было почти невозможно. Лишь после долгой осады защитники могли
сдаться из-за голода. Но в замке обычно хранились большие запасы
продовольствия.
Рыцарство.
Рыцари приходили на службу к сеньору с пажами и оруженосцами, с
легковооруженными слугами. Этот небольшой отряд во главе с рыцарем назывался
«копьем», феодальное войско состояло из таких отрядов. В бою рыцарь дрался с
рыцарем, оруженосец — с оруженосцем, остальные воины осыпали противника
стрелами. В 18 лет оруженосцы становились рыцарями. Сеньор при этом вручал ему
пояс, меч и шпоры.
Постепенно сложились правила рыцарской чести. Одними из
глинных качеств считались верность по отношению к сеньору и щедрость к
вассалам. Еще более важным качеством была доблесть. Доблестный рыцарь должен
постоянно стремиться к подвигам, проявлять храбрость и даже безрассудство в
бою, презирать смерть. С доблестью связаны благородство и учтивость к
противнику. Настоящий рыцарь никогда не нападет тайно, а, напротив, предупредит
врага о предстоящем сражении, во время поединка с ним будет иметь такое же
оружие и т.д. Священной для рыцарей была воинская дружба, а также месть за
оскорбление.
Правила рыцарской чести предписывали защищать церковь и ее служителей, а
также всех слабых — вдов, сирот, нищих. Существовало немало других правил.
Правда, в реальной жизни они очень часто нарушались. Среди рыцарей было много
необузданных, жестоких и жадных людей.
Любимыми развлечениями феодалов были охота и турниры
— военные состязания рыцарей в присутствии зрителей. Правда, церковь
осуждала турниры. Ведь на них рыцари тратили свое время и силы, необходимые для
борьбы с врагами христианства.
Вопросы и задания:
- Объясните
понятия: феод, феодал, вассал, сеньор, феодализм, феодальная лестница,
рыцари, сословия.
- Что
означает правило: "Вассал моего вассала — не мой вассал».
- Заполните
таблицу : «Сословия феодального общества»
5. Назовите части
замка феодала и их назначение.
6. Назовите правила
рыцарской чести.
задания
по теме: «Основные черты
западноевропейского феодализма».
Часть 1.
А1. Период с конца V
в. до середины XI в. в истории Западной Европы получил название:
1) эллинизм 2) эпоха
царей 3) раннее Средневековье 4) зрелое Средневековье
А2. Характерная черта
средневекового общества:
1) господство
свободного предпринимательства 2) сеньориально-вассальная структура общества
3) слияние государственной
власти и собственности 4) использование рабского труда в промышленности
А3. Форма правления,
при которой представители сословий участвуют в управлении государством:
1) сословная деспотия
2) ограниченная монархия
3) теократическая
монархия 4) вассально-ленная монархия
А4. Причина появления
средневековых городов в X—XI вв.:
1) прекращение войн 2)
появление университетов
3) развитие ремесла и
обмена 4) появление централизованных государств
А5. Представители
городского сословия в Средние века:
1) плебеи 2) вассалы
3) бюргеры 4) граждане
А6. Столица Римской
империи была перенесена в город Византий императором:
1) Юстинианом 2)
Карлом Великим 3) Октавианом Августом 4) Константином I Великим
А7. Характерной чертой
феодального общества является:
1) демократизм 2)
корпоративность
3)
власть-собственность 4) коллективная собственность на землю
А8. Наследственное
земельное владение, связанное с обязательным несением военной службы, в
Средние века:
1) феод 2) колонат 3)
полис 4) интердикт
Комментарии
Отправить комментарий