История . Группа 403. 10.01.2022.Конспект прислать фото отчетом

 Тема урока: Образование единого Русского государства

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: проблемный урок; урок анализа и синтеза изучаемого материала;

Методы обучения: индивидуально – групповое обучение (работа в парах)

 

Цель урока:

-образовательная: изучить пути объединения отдельных княжеств в единое государство; раскрыть значимость внутренней и внешней политики Ивана III, способствующей объединению русских земель и созданию единого государства 
-развивающая: развивать навыки работы с информацией разного вида (Интернетом, источниками, учебником), умение анализировать факты, события, давать им оценку, сравнивать и делать обобщающие выводы; развивать навыки коммуникативного общения; формировать самостоятельность суждений, используя мнения известных историков; 
-воспитательная:воспитывать чувство патриотизма, прививать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство единства с народами нашей страны.

 

Межпредметные связи (МПС): обществознание, география, литература

ТСО и наглядные пособия: учебник, таблица, проектор, презентация, дидактический материал, эпиграф на доске: «Иван III, к сожалению, не был воспет ни современниками, ни потомками, хотя обозначенная его именем эпоха вполне

достойна эпического увековечивания». (Б.А.Рыбаков)

Основные понятия: «государь всея Руси», Боярская дума, Казна, Дворец, Юрьев день, "пожилое",Судебник, местничество, наместники, поместье. 
Основные даты: 
-1462 - 1505 гг. - правление Ивана 3
-1471, 1478 гг. - походы Ивана 3 на Новгород
-1480 г. - свержение ордынского ига
-1497г. - принятие Судебника

Ход урока:

1. Оргмомент.

-проверка готовности студентов к учебному занятию

-проверка выполнения домашнего задания

-ознакомление с планом работы на уроке

2.    Актуализация опорных знаний:

 

-Фронтальный опрос:

1) Чем закончилась битва на Воже? ( победой Дмитрия Донского)

2) Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с Ордой? 2( Сергий Радонежский)

3) Кто был союзником Мамая против московского князя? (Ягайло)

4) Кто захватил и сжег Москву в 1382 г.? 4(хан Тохтамыш)

5)Внук Ивана Калиты, победивший Мамая (Дмитрий Донской )

-Учитель: Наследники Дмитрия Донского продолжали присоединять земли к Московскому княжеству и укрепили роль Москвы как общерусского центра. Но процесс политического объединения русских земель замедлила феодальная война второй четверти XV в.
Вывод: династическая война показала неизбежность образования единого централизованного государства. Сын Василия II – Иван III стал олицетворением объединительных стремлений русских людей. Объявляется тема урока, цели и задачи. (Записывают тему урока). 

План урока:  1. Завершение процесса объединения русских земель. 2.Начало правления Ивана III
3. Покорение Новгорода

4. Падение ордынского ига

5.Войны с Казанью, Литвой, Швецией

6.Централизация власти


-Демонстрируется слайд №2. Иван III назван в истории Великим. Однако, у современников неоднозначный подход к правлению Ивана III, его роли в создании государственности. 
Зачитывается высказывание академика Б.А.Рыбакова (эпиграф на доске) «Иван III, к сожалению, не был воспет ни современниками, ни потомками, хотя обозначенная его именем эпоха вполне достойна эпического увековечивания».

Проблемный вопрос урока: прав ли был историк? свое мнение выразим в конце урока.

3.Формирование новых понятий, способов действий и навыков умственного труда:

 

1) Завершение процесса объединения русских земель

Задание: прочитать п.1-2 учебника (Артёмов) ответить на вопросы:

-кто занял московский престол после смерти Дмитрия Донского, какие земли он присоединил к своим? (Василий I, Нижний Новгород, Городец, Мещеру, Тарусу, Муром) Работа с картой.

-назвать период и причины феодальной войны, кто в ней участвовал? (1425 – 1453г.г; участники – князья-наследники Дмитрия Донского – Юрий, Василий II, Василий Косой, Дмитрий Шемяка ; причина – борьба за Московский престол)

-кто победил в феодальной войне, к чему это привело? (Василий II Тёмный, укрепил свою власть, усилив зависимость от Москвы других русских земель)

-когда и почему русская православная церковь стала независимой от константинопольского патриарха, чему это способствовало? Кто её возглавил?

(в1448г., по причине решения Флорентийского собора 1439г. об унии православной и католической церквей и согласия сэтим решением митрополита всея Руси Исидора, которого отстранили от власти и арестовали, избрав на его место епископа рязанского Иону; привело к повышению авторитета Русской православной церкви.)

 

2.Начало правления Ивана III

Учитель: После смерти в 1462г. Василия II Тёмного престол перешёл к его старшему сыну Ивану III, который уже давно являлся соправителем отца. Обстановка в первые годы правления Ивана III была сложной. Ахмат – хан Большой Орды, планировал поход на Русь. Поблизости от земель Северо – Восточной Руси набирало силу Казанское ханство, совершавшее частые набеги на русские земли.

В начале своего правления Иван III присоединил Ярославское и Ростовское княжества. В 1467г. начались войны Москвы с Казанью. В результате многих успешных сражений казанский хан был вынужден заключить мир на условиях великого князя московского, среди которых было условие выдать всех русских пленных за 40 лет. Во время этой войны складывалось новое военное ведомство – будущий Разрядный приказ.

Задание: проследить по карте военные события начала правления Ивана III.

 

3. Покорение Новгорода

Работа в парах с историческими источниками (дидактический материал – приложение.№1). 
-Демонстрируется иллюстрация «Покорение Новгорода» (слайд №6). 
-Отвечают: важным было присоединение 1) Новгорода. Он был старейшим центром Русского государства, известным своей самостоятельностью и независимостью, пытался заключить союз с Польшей и Литвой, желание Москвы завладеть

богатствами, землями и людскими ресурсами.
2) Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение

-Учитель: Победа Москвы над Новгородом в 1471г. знаменовала собой победу идеи о соединении русских земель под покровительством Москвы. В 1478 г. Новгород окончательно был присоединён к Москве. После ликвидации вече управлять делами Новгорода стал наместник московского князя.

 

4. Падение ордынского ига

Учитель: Наряду с объединением земель Руси, Иван III решал задачу -освобождения от ордынского ига. Демонстрируется (слайд №7, №8). Вопрос: Какие качества проявил Иван III в событии «Стояние на Угре»? (Работа в парах с историческим документом (дидактический материал - приложение №2). 

 

Отвечают: проявил себя мудрым, осторожным, как дипломат и отличный

полководец: 1) использовал вражду между крымским ханом Менгли-Гиреем и Ахматом 2) стал союзником Крыма против Орды и Литвы 3) тянул время для переговоров с Ахматом, укреплял армию и ждал наступление холодов, неблагоприятных для Ахмата 4) проявлял терпение, иногда жесткость, настраивал

русское войско на необходимость данного «дела» 
Учитель: Тонкую дипломатию Иван III проявил и при заключении брака с Софьей

Палеолог, который был ему нужен для укрепления международного статуса Руси, провозглашения её преемницей Византийской империи (а значит, и его, Ивана, преемником императора Константина XI), сблизил нас с остальной Европой. Породнившись с греческими императорами, Иван III принял и герб их, двуглавого орла, соединив его с гербом московским (всадником, поражающим копьем змия) и

принял титул Великий князь - государь всея Руси. Слайд №9,№10

5.Войны с Казанью, Литвой, Швецией

-демонстрация слайдов презентации.

-работа с картой: найти на карте места и даты основных сражений

-работа с учебником: прочитать учебник  § 25 п.6 (Артёмов) , назвать итоги военных столкновений Москвы с соседними государствами. (1487г. взятие Казани кн. Даниилом Холмским, набеги казанцев прекратились. В 1492г. после победы над Ливонским орденом на восточном берегу р. Нарова был заложен Иван –город, первый морской порт Русского государства ; В 1503г. с Литвой заключено соглашение, по которому к России отходили все завоёванные территории; 24.11 1501г. русская рать под руководством кн. Даниилы Щеня одержали победу над ливонскими рыцарями под Гельмедом; Ливония подписала перемирие с Москвой. Победа над Швецией закончилась подписанием соглашения о свободной торговле между Русским государством и Швецией.)


6.Централизация власти


а) система управления. 
Учитель: В конце XV века Русь заканчивала процесс объединения земель и создания единого государства. Для того чтобы удержать страну, была создана новая система отношений, приняты новые нормы права, созданы новые законы и новая система управления. 
Задание: составьте схему «Система управления при Иване III» (ученики составляют схему «Система управления при Иване III», используя дидактический материал - приложение № 3 и материал учебника, стр.157-159)
Проверяется правильность выполнения, слайд № 12

б) Судебник 1497 г. Дома Вы познакомились с историей создания и основными положениями Судебника 1497 г. Зачитывается высказывание историка Э.С.Кульпина по проблеме собственности земли (слайд №13)

-Обсуждение 2 вопросов: 1) Докажите или опровергните данное мнение. 

2) Почему именно Юрьев день был выбран в качестве точки отсчета для перехода крестьянина от одного хозяина к другому? 
«Судебником» 1497 г. впервые было узаконено государство в качестве верховного владельца земли. Земля делилась на вотчинную (боярские и монастырские владения) и государственную, принадлежавшую великому князю. 2. Удобное время для платы владельцу пожилого (26 ноября - после окончания полевых работ) 


в)Иван III и его правление в оценках современников. 
Какую оценку деятельности Ивана III дают историки и подтверждают ли они мнение Б.А.Рыбакова? 
-Работа в парах с фрагментами трудов историков С.Ф. Платонова, Н.И. Полевого, Н.А. Костомарова, Н.Н.Карамзина (раздаточный материал - приложение №4), сравнивают с высказыванием Б.А.Рыбакова. 
Отвечают, аргументируя свое подтверждение или опровержение точки зрения историков.

г)Ответить на проблемный вопрос урока: прав ли был историк в оценке деятельности Ивана III?

Закрепление. 

-выполняются задания приложения № 5

-пояснить понятия урока (см. на доску)

4.Итог урока

-Учитель: Т.О. Иван III, прозванный ещё его современниками Великим, является одним из самых выдающихся деятелей российской истории, организатором падения Ордынского ига над русскими землями, создателем нового Русского государства.

 

-комментирование и оценивание работы студентов на учебном занятии.

-Домашнее задание: читать§25 (Артёмов), составить конспект п.5,7 или презентацию по этим материалам

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Информатика группа 201.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 28.04.2021г

История . Группа 403.17.12.2021.Конспект прислать фото отчетом

История . Группа 401.01.12.2021. Конспект прислать фото отчетом