История . Группа 403. 31.01.2022.Конспект прислать фото отчетом

 Тема урока: Обобщение и повторение по теме: «Россия с древнейших времен до конца XVII века».

 

Цель урока: повторение материала по русской истории, выяснение уровня знаний и степени усвоения материала

Задачи урока:

Образовательные: продолжить формирование представления об социально-экономическом, политическом, культурном развитии России с древнейших времен до конца XVII века.

Развивающие: продолжить формирование умений правильно вести дискуссию; аргументировать свою точку зрения; анализировать документы; анализировать причинно-следственные связи; обобщать и систематизировать изученный материал.

Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе; продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям; продолжить воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.

 

 

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы недолжны!

Н.П.Кончаловская

 

1.Организационный момент.

1.    Приветствие. Настрой на благоприятную обстановку: «Здравствуйте, Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно». Знакомство с комиссией.

2. Вступительное слово преподавателя:

Мы с вами закончили изучать большой раздел «История России с древнейших времен до конца XVII века».

Сегодня наш урок необычный – пройдет он форме игры. Цель нашего урока это закрепить, проверить те знания, которые вы получили. Давайте познакомимся с правилами нашей игры.



1.    Каждая команда по очереди выбирает номинацию и цену вопроса.

2.    На обсуждение дается не более 1 минуты

3.    Жюри фиксирует в карточках команды сумму баллов по каждому ответу и подводит общий счет игры

4.    Команда набравшая большую сумму баллов, считается победителем.

5.    Оценки в конце игры выставляются на основании личного счета участников и достижения команды.

6.    Награждение. Грамота «Знатоку истории России» вручается лучшему игроку, набравшему наибольшее количество баллов.

Итак, для начала необходимо, чтобы наши команды избрали капитана, который будет руководить её деятельностью.

Прежде чем приступить к игре необходимо, чтобы вы обозначали свои команды. Итак, в игре принимает команда «Витязь» и «Рада».

Для розыгрыша права первого хода проведем небольшой исторический аукцион. Необходимо назвать имена людей, оставивших свой след в истории Русского государства с древнейших времен до XVII века. Команда, назвавшая последнее имя считается победителем и имеет право первого хода.

Номинация 1. Историческая личность

10Определите о ком идет речь?

В этот памятный год

Москвичи неспроста

Дали прозвище князю:

________________

- это значит мешок для монет,

И точнее для князя прозвания

нет!...

Н. Кончаловская



Иван Калита

20.

После всесвятского пожара этот князь видя, что деревянные укрепления ненадежны, построил каменный Кремль и в нем – то спасся от Ольгерда, князя литовского.

После усмирения непокорного тверского князя, этот князь начал собирать силы для борьбы с татарами.

Этот князь победил в рязанской области сильное, посланное Мамаем войско, чтобы наказать дерзкого русского князя.

Блистательная победа этого князя стала решающим этапом освободительной борьбы русского народа против ордынского ига. Был развеян страх перед могуществом Орды.

Этому князю пришлось вновь собрать все силы огорченной души своей и принялся со своим братом восстанавливать красоту Москвы после разорения ее ханом Тохтамышем.

Во время встречи с Сергием Радонежским этот князь получил от него благословение, дав ему на бой двух иноков (Пересвет и Ослабль).

Дмитрий Донской

30.

«Укрепив свою власть… потратил много средств на украшение своей столицы, развитие письменности, стал основателем первого русского правового документа…

Великий князь…построил в Киеве великолепный Софийский собор, обвел Киев каменными стенами.

Самовластец всей Руси, с которым считались за честь породниться королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии…»

Б.А.Рыбаков

Ярослав Мудрый

40.

1. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский и московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство (…), рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие..»

Ключевский В. О. Исторические портреты

Иван Грозный (1547-1584)

50.

«Этому царю пришлось стоять в потоке самых важных внутренних и внешних движений. __________ принял в преобразовательных движениях позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной нагой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении»

В.О. Ключевский

Определите о ком писал В.О. Ключевский?

Что означает выражение автора «принял в преобразовательных движениях позу»?

Приведите не менее трех положений, фактов «преобразовательных движениях».

Алексей Михайлович

Номинация 2. Страницы военной истории.

10. Когда начинается польская интервенция в Россию?

В октябре 1604 г. войско Лжедмитрия, поддержанного польскими магнатами, двинулось на Москву.

20. Какие исторические события представлены на карте? Назовите хронологические рамки войны?

Описание: hello_html_458aa30.jpg

30. Описание: hello_html_75fe0a83.jpg

Опишите изображенное на картине событие. Назовите его дату. Какое историческое значение оно имело?

Значение Куликовской битвы трудно переоценить:

- хотя свергнуть ордынское иго не удалось, эта историческая задача была поставлена в повестку дня, и ее осуществление стало делом времени;

- был развеян миф о непобедимости Золотой Орды;

- после разгрома Мамая ускорился процесс распада Орды;

- Куликовская битва укрепила роль Москвы как центра объединения всех русских земель в единое государство;

- Куликовская победа положила начало духовному возрождению, росту самосознания русского народа.

40. Какое историческое событие легло в основу «Слова о полку Игореве» ? К какому времени относится это событие?  

«….Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?

А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…

Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.

Ты, буйный Рюрик, и Давыд!... Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!

(Поход новгород-северского князя Игоря на половцев 1185 г)

50. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1632 г. Россия вступила в Смоленскую войну. Ее противником была Речь Посполитая. Русское войско во главе с боярином М.Б. Шеиным не сумело выполнить стоявшие, перед ним задач.

Каковы были причины Смоленской войны? Каковы были результаты войны для государств-участников?

Ответ:

Причины войны.

1.    Стремление России вернуть Смоленские земли в период Смутного времени.

2.    Желание Михаила Федоровича добиться от Владислава отказа от притязаний на русский престол.

3.    Необходимость предупредить возможный новый поход польских войск на Москву.

Результаты войны.

1.    Взять Смоленск русским войскам не удалось

2.    Поляки сняли осаду со Смоленска и принудили русское войско к капитуляции

3.    Захваченные в ходе войны земли были возвращены Речи Посполитой

4.    Владислав заявил об отказе от претензий на русский престол



3 номинация. Факты и события.

10Где и когда русские князья провозгласили: «каждо да держить отчину свою»?

На Любечском съезде князей в1097 г.

20.Прочтите отрывок из сочинения русского историка и укажите землю, в которой произошли описываемые события.

«Ударили в вечевой колокол: настал грозный час суда народного. Со всех сторон бежали к Святой Софии решить судьбу Отечества. Первым определением сего шумного веча было изгнать Ярослава… вручили князю грамоту обвинительную: “Для чего завладел ты двором Морткинича? Для чего взял серебро с бояр Никифора, Романа и Варфоломея? Для чего выводишь отсюда иноземцев? Да будет ныне конец твоему насилию! Иди, куда хочешь; а мы найдем себе князя”».

30. Прочтите отрывок из сочинения историка С. М. Соловьева и назовите название совещаний, о которых идет речь.

«Кроме обычных сидений великого государя с боярами, бывали еще чрезвычайные совещания, на которые приглашались высшее духовенство и выборные из других сословий. Эти чрезвычайные бывали обыкновенно по вопросу: начинать или не начинать опасную, тяжелую войну, причем потребуется долгая и тяжкая служба ратных людей, с другой стороны, потребуются денежные пожертвования с тяглых людей; нужно призвать выборных или советных людей из тех и других, изо всех чинов, чтоб сказали свою мысль, и если скажут, что надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложили на себя тягость. <…> Выборные, или советные люди, являлись из Москвы и областей, из разных чинов по два человека; из дворян и детей боярских больших городов по два человека, изменьших по человеку, из гостей по три человека, из гостиной и суконной сотен по два, из черных сотен и слобод и из городов, из посадов по человеку. Из крестьян выборных не было».



Земский собор.

Земской собор - совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. Первый Земский собор был созван в 1549 г. На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничили права крупных феодалов — бояр-наместников. Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероприятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости.

40.

«После сбора урожая накануне Юрьева дня крестьянин пришел к землевладельцу, собираясь выплатить пожилое и отправиться на поиски нового места жительства, как это делал его отец двадцать лет назад. Однако ему сообщили, что согласно указу царя, право крестьян менять землевладельца и место жительство временно отменено»

1.    Укажите время, когда могли произойти описанные события.

2.    Как назывались годы, на время которых отменялось указанное право крестьян?

3.    Почему царю пришлось пойти на введение ограничения перехода крестьян?

Ответ: Примерно 1581-1582 гг. Так как в 1581 г. Иван Грозный ввел временный запрет на право крестьян переходить к другому помещику в Юрьев день (Указ о заповедных летах). Годы, в течение которых, запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день, назывались «заповедные лета». Иван 4 вынужден был пойти на данные меры, стремясь сохранить армию, так ка мелкие помещики были основой армии. А крестьяне, как правило, покидали их земли, стремясь переселиться в крупные вотчины, где предоставлялись различные льготы. Либо уходили в казачьи области – на Дон, Терек, Волгу, Яик.

50. Сравните реформы Избранной рады и политику Опричнины Ивана Грозного. Укажите что было общим ( не менее двух характеристик), а что различным ( не менее трех различий)

Ответ:

Стремление достижения согласия между интересами государства и общества

Раскол в обществе

 

Стремление консолидации между различными группами верхов русского общества

Массовые репрессии, опалы, террор, земельные конфискации

 

 

 

Внешнеполитические успехи: присоединение к России Казанского и Астраханского ханства

Проиграна затяжная ливонская война, поражение в 1571 г. от Крымского хана

 

Реформы способствовали улучшению внутреннего положения в стране, укреплению государственного аппарата, армии, хозяйственному оживлению

Опричнина поставила страну на грань национальной катастрофы, привела к экономическому, политическому кризису и в итоге – к Смуте начала 17 века.

 



Номинация 4. Культура

10. Какие находки подтверждают, что письменность у славян зародилась до принятия христианства? Особенно много их было найдено при раскопках в Новгороде.

Ответ: берестяные грамоты

20. Назовите имя этого человека, первое его произведение.

Стоишь ты в Москве с ремешком на лбу,

Стоишь ты век, у стены старинной,

Лоб величав, бронзово-чист

Ты для России, для Украины

Держишь первый печатный лист

30. Кто написал данные иконы? К какой школе принадлежит данный иконописец?

Описание: hello_html_8ed6833.pngОписание: hello_html_3b211c3.pngОписание: hello_html_319acebc.png





40.К какому архитектурному стилю принадлежат данные храмы, когда данный стиль был распространен в России?

Описание: hello_html_3442982f.pngОписание: hello_html_m38361c19.png

50.

«… Всего же более убогих не забывайте, кормите и подавайте сироте…, а не давайте сильным губить человека. Что умеете хорошего, того не забывайте…Добро творя не ленитесь ни на что хорошее…Куда ни пойдёте, где ни остановитесь, напоите, накормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придёт, простого ли, знатного ли…»

Кто автор этих строк? Как называется данное литературное произведение? К какому литературному жанру оно принадлежит?

Ответ: Владимир Мономах, «Поучение детям», публицистика

Ну, вот игра подошла к концу, жюри подведет итоги и огласит. Просьба командирам команд оценить работу членов команд.

Награждение.

Рефлексия.

Ребята выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в завершении урока

1.    Тяжела ты, шапка Мономаха

2.    Повторение – мать учение

3.    Учась, узнаешь, как мало ты знаешь

4.    Знание – сила

Итог урока. Выставление оценок

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Информатика группа 201.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 28.04.2021г

История . Группа 403.17.12.2021.Конспект прислать фото отчетом

История . Группа 401.01.12.2021. Конспект прислать фото отчетом