История . Группа 206. 09.02.2022.Конспект прислать фото отчетом
Тема урока: Образование Древнерусского государства у Восточных славян.
Цели урока:
1.
Дать
понять учащимся о предпосылках образования Древнерусского государства.
2.
Объяснить,
смысл норманнской и антинорманской теории, образования Древнерусского
государства, особенности образования государства у восточных славян.
3.
Способствовать
воспитанию и формированию патриотических чувств, осознанию «русского начала»,
любви к своей родине и уважению к истории своей страны.
Оборудование:
1. Карта
«Киевская Русь в IX – XI века»
2. Проектор
3. Презентация
4. Учебник
Межпредметные
связи: Литература,
обществознание, всеобщая история.
Вид урока: Комбинированный.
Ход урока.
1.
Организационный момент:
- приветствие;
- проверка отсутствующих;
- сообщение цели
урока.
2. Опрос
домашнего задания.
Работа с
группой:
- кто такие
индоевропейцы?
- почему
Русский, Украинский и Белорусский народы мы называем братскими народами?
- кто такие
славяне?
- покажите на
карте места расселения восточнославянских племенных союзов.
- назовите
основные занятия восточных славян.
- расскажите о
социальном строе восточных славян.
- назовите
соседей восточных славян.
- покажите на
карте торговый путь «из варяг в греки», почему он так назывался?
Решение
исторических задач из книги «История становится ближе» Александра Литвинова:
а) жилище
славян:
Славяне еще не
умели строить надежные жилища – сплетали себе жалкие лачуги из хвороста,
покрывали соломой, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб
совсем не умели делать в древности – устраивали среди жилища очаги, где и
разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или стене.
Жилища свои
славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно
закрывали в землю.
Вопрос. Предположите,
зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки?
б) нападение.
Над селениями
славян, прижавшимся к берегу реки, с ночи висели тяжелые тучи. Жители,
укрывшиеся в жилищах, казалось, предавались своим занятиям: женщины хлопотали у
очагов, мужчины кто чинил, а кто мастерил что-либо из хозяйственного или
военного снаряжения. И вдруг, раздался условный крик. Одно мгновение – и
землянки опустели. Славяне поспешно садились в долбленки (лодки, сделанные из
ствола толстого дерева) и устремлялись на противоположный берег, некоторые
входили в реку и словно растворялись в ее серых водах.
Что же
случилось? На землю славян напали византийцы. Всадники ворвались в селение на
полном скаку, но было уже поздно – в селение никого не осталось. Разъяренные
неудачей, византийцы принялись искать добычу.
Обшарив все углы
и ничего не найдя, отряд византийцев покинул безлюдное селение. Через некоторое
время стали возвращаться с противоположного берега долбленки и, СЛОВНО
В СКАЗКЕ, ПОЯВИЛИСЬ ИЗ ВОДЫ ЖЕНЩИНЫ, ПОДРОСТКИ, СТАРИКИ.
Оказывается, как
свидетельствует византийский историк, славяне пережили беду на дне реки.
Вопрос.
Предположите, как им это удавалось?
в) тактика.
В бой славяне
шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжелые
щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы.
В сражении
славяне избегали открытых местностей, предпочитая встречать врага в лесах,
теснинах или у обрывов; при этом они хорошо пользовались искусством засады,
прибегали к различного рода военным хитростям, были чрезвычайно искусны в
переправах через реки..
Научились
славяне хорошо прятаться и в высокой степной траве. Они ловко умели притворным
бегством заманить неприятеля в лесную чащу и там, скрываясь за деревьями,
поражали врагов стрелами, концы которых иной раз намазывали ядом.
Вопрос.
Предположите , почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых
местностей и старались заманить противника в лес, овраги?
г) переправа.
Для того чтобы
успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них
конницу и пехоту, главным образом легковооруженную, и приготовить большое
количество метательного оружия – не только стрел, но и различных видов копий.
Советует византиец также по возможности заготовлять материалы для постройки так
называемых плавучих мостов, чтобы переход через реки был за ранее подготовлен.
Ведь в стране славян много труднопроходимых рек.
Вопрос.
Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих
мостов?
д) в зимнее время.
Византийский
автор советует нападать на славян главным образом в зимнее время. Почему?
Во-первых, у славян мало запасов пищи; во-вторых, у них плохая зимняя одежда,
в-третьих зимой на снегу остаются следы. Реки зимой замерзают, деревья стоят
без листьев, трудно прятаться.
Вопрос: назовите
еще два довода в пользу ведения войны зимой.
е) для
защиты.
Проходили годы,
десятки лет, славяне уже владели всем арсеналом тогдашнего тяжелого вооружения.
Особенно это проявлялось в 597 году при штурме древнего города Фессалоники. У
славян теперь были осадные машины, железные тараны, огромные механизмы для
метания камней. Были и так называемые «черепахи» - подвижные башни. Эти грозные
сооружения медленно двигались к крепости. Помещавшихся на них воинов скрывали
деревянные барьеры – щиты. Как только черепахи подбирались к крепости, воины
выскакивали из укрытий и, осыпая защитников стрелами, овладевали стеной.
Византийцы
признавали, что славяне к концу VI века «научились вести войну лучше,
чем римляне» (то есть чем они сами).
Уязвимым местом
на подвижной башне – «черепахе» были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они
могли загореться.
Вопрос:
предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня.
3. Объяснение
нового материала.
Слава нашей
стороне!
Слава русской
старине!
И про эту
старину
Я рассказывать
начну,
Чтобы люди знать
могли о делах родной страны…
В монастырской
келье узкой,
В четырех глухих
стенах
О земле о
древнерусской
Быль записывал
монах.
Он писал зимой и
летом,
Озаренный
тусклым светом.
Он писал из года
в год
Про великий наш
народ.
Объяснение
нового материала.
В ходе
повторения пройденного материала мы с вами изучили, что IX веке в
восточнославянских землях появились племенные союзы славян и предпосылки к
образованию государства.
Что такое
государство?
Предпосылки к
образованию государства?
Таких районов
где сформировались предгосударственные образования было два: район Киева и
район Новгорода. Этому способствовала борьба ильменских словений с варягами, и
полян с хазарами. Сбросив власть варягов, и прогнав их за море, местные племена
начали междоусобные войны, и эту междоусобицу решили прекратить традиционным
способом – пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей.
Кто такие
варяги? Что вам о них известно из курса всеобщей истории?
- летопись
рассказывает «Земля наша велика и обильна»;
- призвание
варягов привело к норманнской теории и антинорманской.
- своеобразие в
образовании древнерусского государства объясняется наличием двух центров: Киева
и Новгорода.
4. Закрепление
изученного материала.
- Когда и пори
каких обстоятельствах на Руси получила начало династия Рюриковичей?
- Почему 882 год
считается точкой отчета Древнерусского государства?
- Какие теории
возникновения государства вы изучили?
5. Подведение
итогов, выставление оценок.
Комментарии
Отправить комментарий