История . Группа 206. 09.02.2022.Конспект прислать фото отчетом

 1.      Тема занятия: Крещение Руси

2.      Форма организации учебного занятия: урок

3.      Вид учебного занятия: традиционное

4.      Тип учебного занятия: комбинированное

5.      Продолжительность занятия: 90 мин.

6.      Цель занятия: раскрыть причины и значения крещения Руси с точки зрения цивилизационного развития; знакомство с народной медициной.

Задачи:   

обучающие:

-дать обучающимся представление о Древнерусском государстве при Владимире;

-познакомить обучающихся с личностью Владимира Святославича;

-объяснить причины принятия монотеистической религии; 

-подвести обучающихся к самостоятельному выводу о том, что принятие христианства способствовало укреплению Древнерусского государства;

-познакомить с народной медициной.

развивающие:

    -способствовать формированию умения работать с текстом учебника и картой;  

    -совершенствовать технику и культуру речи;

   - развивать умение применять на уроках истории знания, полученные на уроках информатики;

    Методы и формы обучения:

- методы организации учебно-познавательной деятельности -  репродуктивный, частично-поисковый; словесные - рассказ, беседа;

- методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности - устный опрос, самоконтроль, проверка дневника;

-методы стимулирования учебно-познавательной и учебно-воспитательной деятельности – дискуссия, практико-ориентированное задание;

      - формы организации учебной деятельности - индивидуальная, фронтальная.

7.      Оборудование (оснащение) занятия: информационное – методическая разработка урока для преподавателя; учебник §8, историческая карта №6 «Древнерусское государство в IX – XI вв.»

8.      Межпредметные связи: Обществознание.

    Внутрипредметные связи: Народы Восточной Европы; Возникновение Древнерусского

государства

9.      Список основной и дополнительной литературы для преподавателя и студента по тематике занятия:

1.  Россия в мире. Базовый уровень. 10 кл.: учебник/О.В.Волобуев и др.-М.:Дрофа,2020.-  400с

2. http/www.edu.ru-федеральный портал « Российское образование»

13. Описание хода занятия (таблица 1)

14. Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Фронтальный опрос в виде повторительной беседы

Работа на доске: работа с датами, понятиями

Соотнесите даты и события:

945 год                           поход Олега на Византию

964 – 966 годы            убийство Игоря древлянами

911 год           разгром Святославом Хазарского каганата

944 год                  гибель Святослава

972 год                  договор Игоря с Византией

Объясните понятия:

Полюдье – это________

Уроки – это___________

Погосты – это__________

«Греческий огонь»___________

Печенеги – это________________

 

Полюдье – объезд князем и дружиной подвластных племен с целью сбора дани.

Уроки – точные размеры дани, для каждого племени.

Погосты – место сбора уроков.

«Греческий огонь» - военная хитрость греков, горящая смесь смолы и других горючих веществ.

Печенеги – кочевники из Центральной Азии.

Разгадать загадки.

1.Ходил в поход он на Царьград,

Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

2.Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вас» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

3.Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

4.Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

5.Его призвали новгородцы, 
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик) 

Перед вами лежат листы, попробуйте восстановить порядок правления этих князей и записать.

(+Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав)

А кто был следующим русским князем? (+Владимир)

 

Приложение 2

Изложение нового материала

Вспомните, как называлась вера восточных славян?

+Язычество.

- Как славяне изображали своих богов? 

+ В виде деревянных и каменных идолов.

- Князь Владимир тоже был язычником. В Киеве он воздвиг огромного идола Перуна (бога дождя, грома и молнии). Голова у него была сделана из серебра, а усы – из золота. Все жители города должны были поклоняться ему и приносить жертвы.

У язычников было много разных богов. Одни племена поклонялись Перуну, другие Стрибогу, третьи Дажьдбогу, четвертые Велесу. Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия. Князь Владимир это понимал и хотел объединить всех жителей Руси при помощи веры в одного Бога и под властью одного князя.

-Совершенно верно тема нашего урока сегодня: «Крещение Руси при князе Владимире».

Запишите тему урока в тетрадь.

Работать сегодня мы будем по следующему плану:

1.Причина принятие христианства на Руси.

2.Крещение Руси.

3.Значение принятия христианства.

-Давайте попробуем дать ответ на первый пункт нашего плана. Каковы причины принятия христианства?

- Действительно, главным врагом оставались печенеги. Владимир впервые смог укрепить южные границы, построив 4 оборонительных рубежа, состоявших из крепостей, валов и сигнальных вышек. Но князь Владимир понял, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. Он пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога. Это было христианство, которое проповедовало миролюбие, милосердие, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Религия укрепляла княжескую власть и международный авторитет. Пример служила Византия.

-Давайте запишем причину принятия христианства в тетрадь.

Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия.

- Кто такие христиане? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос в тексте учебника.

+ Работа с текстом учебника. (Чтение по цепочке)

-Кто такие христиане?

Христиане – это люди, которые верили в Бога Иисуса Христа.

-Как проходил обряд крещения? Что он обозначал?

+ Принять крещение-это войти в воду, «смыть с себя старую веру» и очиститься. Затем священник брал в руки крест и крестил им тех, кто вошёл в воду. А затем сам человек накладывал на себя крест.

-Что является главным символом христианской веры?

+ Крест.

- Совершенно верно. А чтобы закрепить свою связь с христианской Византией, князь женился на дочери византийского императора Анне и сам принял крещение в 988 году. Затем вернулся в Киев и сначала окрестил всех жителей Киева. Эта дата 988 год стала считаться датой принятия христианства на Руси.

- К какому веку относится дата?

+ 10 век.

- Это начало, середина или конец века?

+ Конец века.

- Давайте немного отдохнём. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы, если согласны - приседать, если не согласны-делать наклон.

1.Перун – это бог грома и молнии? (Да)

2. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)

3.Крещение князя состоялось в 988 г? (да)

4.Русские люди стали христианами? (да)

5.Главный символ христианства – крест? (да)

6.Чтобы принять крещение, нужно только перекреститься? (нет)

Послушайте, как же проходило крещение Руси. 
В документальном источнике, «Повести временных лет» приводится пример о крещении:
Послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле, повсюду стольких спасенных душ». Так прошло крещение в Киеве. Постепенно христианство было введено на всей русской земле.

- Попробуйте ответить на вопрос, к чему привело принятие христианства?

+…

-Давайте для этого прочитаем текст учебника.

+Работа с учебником (Чтение по цепочке)

-Скажите, пожалуйста, к чему привело принятие христианской веры?

+ Значение принятие христианства:

1. Все люди стали равны перед Богом, независимо от того были они бедные или богатые;

2. Принесло стране единство и примирение.

3. Была образована Русская Церковь.

4. Началось строительство храмов.

5. Развитие образования, культуры и искусства.

- Сейчас мы с вами вспомним и объясним значение десяти Заповедей, которые должны соблюдать люди.

1) Не убий.

2) Не будь завистлив.

3) Не укради.

4) Не обманывай.

5) Люби ближнего своего.

6) Просящему у тебя – дай.

7) Прощай людям ошибки и грехи их.

8) Почитай отца и мать своих.

9) Не веди распутную жизнь.

10) Не желай зла другим.

 

 

 

На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по  законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.

Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых «семейных школах».

Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» (бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах    «кислой    воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода».

Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, 6аавле и Киеве, а позднее — в Новгороде, Смоленске, Львове. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи.

Со всей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление.

Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Информатика группа 201.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 28.04.2021г

История . Группа 403.17.12.2021.Конспект прислать фото отчетом

История . Группа 401.01.12.2021. Конспект прислать фото отчетом