История . Группа 206. 09.02.2022.Конспект прислать фото отчетом
1. Тема занятия: Крещение Руси
2. Форма организации учебного занятия: урок
3. Вид учебного занятия: традиционное
4. Тип учебного занятия: комбинированное
5. Продолжительность занятия: 90 мин.
6. Цель занятия: раскрыть
причины и значения крещения Руси с точки зрения цивилизационного развития;
знакомство с народной медициной.
Задачи:
обучающие:
-дать обучающимся представление о Древнерусском государстве при Владимире;
-познакомить обучающихся с личностью Владимира Святославича;
-объяснить причины принятия монотеистической религии;
-подвести обучающихся к самостоятельному выводу о том, что принятие
христианства способствовало укреплению Древнерусского государства;
-познакомить с народной медициной.
развивающие:
-способствовать формированию умения работать с текстом
учебника и картой;
-совершенствовать технику и культуру речи;
- развивать умение применять на уроках истории знания,
полученные на уроках информатики;
Методы и формы обучения:
- методы организации учебно-познавательной деятельности -
репродуктивный, частично-поисковый; словесные - рассказ, беседа;
- методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности - устный
опрос, самоконтроль, проверка дневника;
-методы стимулирования учебно-познавательной и учебно-воспитательной
деятельности – дискуссия, практико-ориентированное задание;
- формы
организации учебной деятельности - индивидуальная, фронтальная.
7. Оборудование (оснащение) занятия:
информационное – методическая разработка урока для преподавателя; учебник §8, историческая
карта №6 «Древнерусское государство в IX – XI вв.»
8. Межпредметные связи: Обществознание.
Внутрипредметные связи: Народы Восточной
Европы; Возникновение Древнерусского
государства
9. Список основной и дополнительной
литературы для преподавателя и студента по тематике занятия:
1. Россия в мире. Базовый уровень. 10 кл.: учебник/О.В.Волобуев
и др.-М.:Дрофа,2020.- 400с
2. http/www.edu.ru-федеральный портал « Российское образование»
13. Описание хода занятия (таблица 1)
14. Приложения.
Приложение 1
Фронтальный
опрос в виде повторительной беседы
Работа на доске: работа с датами,
понятиями
Соотнесите даты и события:
945
год
поход Олега на Византию
964 – 966
годы убийство
Игоря древлянами
911
год разгром
Святославом Хазарского каганата
944
год
гибель Святослава
972
год
договор Игоря с Византией
Объясните понятия:
Полюдье – это________
Уроки – это___________
Погосты – это__________
«Греческий огонь»___________
Печенеги – это________________
Полюдье – объезд князем и дружиной
подвластных племен с целью сбора дани.
Уроки – точные размеры дани, для каждого
племени.
Погосты – место сбора уроков.
«Греческий огонь» - военная хитрость
греков, горящая смесь смолы и других горючих веществ.
Печенеги – кочевники из Центральной Азии.
Разгадать загадки.
1.Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)
2.Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вас» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)
3.Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)
4.Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)
5.Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
Перед вами лежат листы, попробуйте восстановить порядок правления этих
князей и записать.
(+Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав)
А кто был следующим русским князем? (+Владимир)
Приложение 2
Изложение нового
материала
Вспомните, как называлась вера восточных славян? +Язычество. - Как славяне изображали своих богов? + В виде деревянных и каменных идолов. - Князь Владимир тоже был язычником. В Киеве он воздвиг огромного идола Перуна
(бога дождя, грома и молнии). Голова у него была сделана из серебра, а усы –
из золота. Все жители города должны были поклоняться ему и приносить жертвы. У язычников было много разных богов. Одни племена поклонялись Перуну,
другие Стрибогу, третьи Дажьдбогу, четвертые Велесу. Из-за поклонения разным
богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия. Князь
Владимир это понимал и хотел объединить всех жителей Руси при помощи веры в
одного Бога и под властью одного князя. -Совершенно верно тема нашего урока сегодня: «Крещение Руси при князе
Владимире». Запишите тему урока в тетрадь. Работать сегодня мы будем по следующему плану: 1.Причина принятие христианства на Руси. 2.Крещение Руси. 3.Значение принятия христианства. -Давайте попробуем дать ответ на первый пункт нашего плана. Каковы
причины принятия христианства? - Действительно, главным врагом оставались печенеги. Владимир впервые
смог укрепить южные границы, построив 4 оборонительных рубежа, состоявших из
крепостей, валов и сигнальных вышек. Но князь Владимир понял, что
удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную
силу, нельзя. Нужна была другая сила. Он пришёл к выводу о необходимости
принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога. Это было
христианство, которое проповедовало миролюбие, милосердие, равенство людей,
свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек
отвечал перед Богом. Религия укрепляла княжескую власть и международный
авторитет. Пример служила Византия. -Давайте запишем причину принятия христианства в тетрадь. + Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было
единства, возникали противоречия. - Кто такие христиане? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос в
тексте учебника. + Работа с текстом учебника. (Чтение по цепочке) -Кто такие христиане? + Христиане – это люди, которые верили в Бога Иисуса
Христа. -Как проходил обряд крещения? Что он обозначал? + Принять крещение-это войти в воду, «смыть с себя старую веру» и
очиститься. Затем священник брал в руки крест и крестил им тех, кто вошёл в
воду. А затем сам человек накладывал на себя крест. -Что является главным символом христианской веры? + Крест. - Совершенно верно. А чтобы закрепить свою связь с христианской
Византией, князь женился на дочери византийского императора Анне и сам принял
крещение в 988 году. Затем вернулся в Киев и сначала окрестил всех
жителей Киева. Эта дата 988 год стала считаться датой принятия христианства
на Руси. - К какому веку относится дата? + 10 век. - Это начало, середина или конец века? + Конец века. - Давайте немного отдохнём. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы,
если согласны - приседать, если не согласны-делать наклон. 1.Перун – это бог грома и молнии? (Да) 2. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет) 3.Крещение князя состоялось в 988 г? (да) 4.Русские люди стали христианами? (да) 5.Главный символ христианства – крест? (да) 6.Чтобы принять крещение, нужно только перекреститься? (нет) Послушайте, как же проходило крещение Руси. - Попробуйте ответить на вопрос, к чему привело принятие христианства? +… -Давайте для этого прочитаем текст учебника. +Работа с учебником (Чтение по цепочке) -Скажите, пожалуйста, к чему привело принятие христианской веры? + Значение принятие христианства: 1. Все люди стали равны перед Богом, независимо от того были они бедные
или богатые; 2. Принесло стране единство и примирение. 3. Была образована Русская Церковь. 4. Началось строительство храмов. 5. Развитие образования, культуры и искусства. - Сейчас мы с вами вспомним и объясним значение десяти Заповедей, которые
должны соблюдать люди. 1) Не убий. 2) Не будь завистлив. 3) Не укради. 4) Не обманывай. 5) Люби ближнего своего. 6) Просящему у тебя – дай. 7) Прощай людям ошибки и грехи их. 8) Почитай отца и мать своих. 9) Не веди распутную жизнь. 10) Не желай зла другим. |
На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей
называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших
до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в
первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся.
«Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по
законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен
был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для
оплаты за лечение.
Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение,
от отца к сыну в так называемых «семейных школах».
Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений:
полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» (бодяги), цвета
липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока,
хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания.
Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая
печень трески, кобылье молоко и панты оленя.
Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального
происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень
хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны
были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного
камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна
знал также о целебных свойствах «кислой
воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе
означает «богатырь-вода».
Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках
и лечебниках, которые в своем большинстве были составлены после принятия на
Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные
лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим
более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания
многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской
Руси, 6аавле и Киеве, а позднее — в Новгороде, Смоленске, Львове. Широкой
известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого
русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и
получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились
монахи.
Со всей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными
недугами, и многие находили там исцеление.
Комментарии
Отправить комментарий