История . Группа 403.12.04.2022.Конспект прислать фото отчетом
Конспект урока истории
«Культура России 18
века»
Цель урока: познакомить студентов с развитием науки, архитектуры, живописи,
литературы, геополитики и театрального искусства.
Задачи урока:
- развитие навыков активной работы студентов в процессе получения новых
знаний;
- запомнить некоторые исторические понятия и термины, характеризующие
развитие российской культуры.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя – 5 минут.
Общий обзор…
В 18 веке в России окончательно оформляется абсолютная монархия, и
ужесточается крепостное право.
Это век, когда впервые :
- нашим
государством управляли женщины;
- стала
развиваться наука;
- открылись
университеты в Петербурге и Москве;
- появились
портреты;
- началось
типовое строительство;
- появились
первые памятники;
- выпущен
толковый словарь;
- появилась
буква «ё»;
- открылся
публичный театр…
2. Учитель рассказывает о развитии науки в 18 веке в нашей стране и
демонстрирует слайды презентации. – 7 мин.
Российская наука
18 века…
История российской науки начинается с 1724 года, когда Петр 1 подписал указ
о создании Петербургской академии наук, а при ней Академического университета и
Академической гимназии. Академия начала функционировать в декабре 1725 года при
Екатерине 1. Первым президентом Академии наук был медик Лаврентий Блюментрост,
который подобрал штат из четырнадцати приглашенных иностранцев. Наиболее
известный из них Леонард Эйлер швейцарский математик и
астроном.
Академия наук в период с 1728г. по 1783г. помещалась в здании Кунсткамеры.
Научная деятельность Академии развивалась по трем направлениям:
математическому, физическому и гуманитарному. При Академии наук был образован
анатомический театр, обсерватория, библиотека, в ее ведении находились
Ботанический сад и Кунсткамера.

Кунсткамера. Г. Маттарнови и др. 1718 –
1734 гг.
Академия организовывала экспедиции на Белое и Каспийское море, занималась
исследованием Северного морского пути, Камчатки и Аляски. В 1745 году вышел
первый «Атлас российский». В 1748 году Михаилом Ломоносовым была открыта первая
в России химическая лаборатория.
В 1746 году президентом Академии наук стал Кирилл Григорьевич Разумовский,
и началась постепенная русификация Академии. Первые русские ученые: географ
Степан Крашенинников, астрономы Петр Иноходцев и Никита Попов, астроном и
математик Степан Румовский, ботаники и зоологи Иван Лепехин и Василий Зуев. Но
наиболее известным ученым 18 века был Михаил Васильевич Ломоносов.
Человек, проявивший себя в разных областях знаний: в химии, физике, астрономии,
поэзии, изобразительном искусстве. Самые яркие достижения М. Ломоносова:
- теория о законе сохранения массы (опыты, которые через 26 лет будут
опубликованы французским химиком А.Л. Лавуазье);
- корпускулярно-кинетическая теория тепла;
- гипотеза о наличии атмосферы Венеры;
- получение ртути в твердом состоянии;
- усовершенствование оптических приборов и конструирование зеркального
телескопа (принцип, который будет через 27 лет опубликован английским ученым У.
Гершелем;
- работы в области теории электричества;
- работы в области минералогии;
- наука о стекле и разработка технологии цветных стекол.

Мозаичное панно из цветной смальты
«Полтавская баталия.» М. Ломоносов.
В 1755 году в Москве по инициативе Михаила Ломоносова и Ивана Ивановича
Шувалова при Елизавете Петровне был открыт Московский университет, который имел
три факультета: медицинский, философский и факультет права.
В 1783 году В Петербурге параллельно с Петербургской Академией наук начала
свою деятельность Российская Академия. Новое научное учреждение занималось, в
основном, русским языком, словесностью, театром. Председателем Российской
академии была назначена Екатерина Романовна Дашкова (директор Академии наук с
1783 года).
Новое учреждение предложило новую букву русского алфавита – букву «е”»
В конце 18 века Российская академия выпустила первый толковый словарь
русского языка, содержащий 43356 слов. Над словарем работали Екатерина Дашкова,
Денис Фонвизин, Гавриил Державин, Иван Шувалов… В издании словаря участвовали
35 академиков. В 19 веке Российская академия сольется с Академией наук.
Кроме ученых 18 века известны имена русских механиков и изобретателей:
Андрей Константинович Нартов (1693—1756) – член Академии наук,
изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка;
Иван Иванович Ползунов (1728-1766) - изобретатель первого в
мире двухцилиндрового парового двигателя и первой в России паровой машины (1763
г.);
Иван Петрович Кулибин (1735-1818) - изобретатель различных
механических устройств, игрушек, приборов и станков (часов, водохода,
фонаря-прожектора, механической повозки, оптического телеграфа, микроскопа…).

Портрет И.П. Кулибина.
П.П. Веденецкий
3. После обзора научных достижений и показа слайдов презентации студенты
отвечают на вопросы раздела «Российская наука 18 века» - 8 мин.
Вопросы:
1. С каким событием связано развитие русской науки?
2. Расскажите о начале деятельности Академии наук в Петербурге.
3. Наиболее известные ученые Академии наук.
4. Научная деятельность М. Ломоносова.
5. Научное учреждение, которое занималось гуманитарными науками.
6 Почему в 18 веке научные учреждения сначала появляются в Петербурге, а
затем в Москве?
7. Русские изобретатели 18 века.
4. Учитель рассказывает о русской архитектуре 18 века, об архитектурных
стилях и их отличительных чертах - 7 мин.
Русская архитектура
18 века…
Русская архитектура 18 века представлена тремя основными стилями:
- петровское барокко;
- елизаветинское барокко;
- классицизм.
Барокко - в переводе с португальского - жемчужина неправильной формы. Этот
стиль возник в Италии в конце 16 века и распространился в Европе. В нашей
стране это нарышкинское барокко, вошедшее в моду в конце 17 века.
В начале 18 века первые здания Петербурга включали в себя оттенки
итальянского, французского и немецкого барокко. Сложившийся архитектурный стиль
будет называться петровское барокко. Наиболее известный архитектор
Доменико Трезини.
Характерные черты петровского барокко: контрастность окраски; пилястры
(прямоугольные полуколонны) и волюты (лепные завитки); белые наличники и мелкие
стекла окон; рустовка стен, шпили, флюгера, однокупольные церкви.

Здание Двенадцати коллегий. Доменико
Трезини. Теодор Швертфегер.1722 -1742 гг.
В стиле петровского барокко построена Кунсткамера, Петропавловский собор,
Благовещенская церковь Александро-Невской Лавры….
При Петре 1 в Петербурге начинается типовое проектирование жилых домов.

Дома для «подлых», для «именитых» и для
«зело именитых».
Расцвет барокко в нашей стране пришелся на эпоху Елизаветы Петровны.
Наиболее известный архитектор барокко Франческо Бартоломео Растрелли.
Характерные черты елизаветинского барокко: обилие золота, лепных украшений,
зеркал. Иллюзия легкости и воздушности, нежная окраска стен, возврат к
традиционному русскому пятиглавию церквей. В стиле барокко построен Зимний
дворец, Екатерининский дворец в Пушкине, собор Смольного монастыря…

Собор Смольного монастыря. Автор проекта
Ф.Б. Растрелли. 1746- 1835гг.
Здание в стиле истинного барокко похоже на торт со взбитыми сливками и
испытывает на себе влияние нового стиля рококо (ракушка – в
переводе с французского).
Рококо возник во Франции начала 18 века, как продолжение и развитие
барокко.
Рококо еще более изысканный, причудливый, пастельный и ассиметричный стиль,
который проявился, в основном, в дворцовых интерьерах.

Интерьер Китайского дворца в
Ораниенбауме.
Единственное здание, построенное в этом стиле в нашей стране это Китайский
дворец в Ораниенбауме.

Китайский дворец. А. Ринальди. 1762 –
1768гг.
Во второй половине 18 века мода изменилась, обилие украшений и позолоты
стало казаться аляповатым и навязчивым, ассиметричные здания сложными и
дорогими.
Классицизм возник во Франции еще в 17 веке, но интерес к нему возрос во
второй половине 18 века, возможно, в связи с раскопками Помпеи.
При Екатерине Второй в Петербург вошел строгий классический стиль. Основные
черты классицизма: пропорциональность, функциональность и простота; колоннады,
арки и портики; желто- белая цветовая гамма стен, отсутствие декоративных
украшений.

Гостиный двор. Ж.Б.М. Валлен -Деламот.
1761 – 1785 гг.
В классическом стиле в Петербурге построен Гостиный двор; Смольный
институт, Эрмитажный театр, архитектор Д. А. Кваренги….
Таврический дворец, Троицкий собор Лавры, архитектор И.Е. Старов; 
Таврический дворец. И.Е. Старов.
1783-1789 гг.
5. Студенты демонстрируют свою презентацию об архитектурных стилях 18 века.
– 5 мин.
6. Студенты отвечают на вопросы по разделу «Русская архитектура 18 века» -
7 мин.
Вопросы:
1. Три архитектурных стиля 18 века в России.
2. Отличительные черты трех стилей.
3. Примеры сооружений.
4. Имена архитекторов.
5.Что такое стиль рококо?
7. Подведение итогов урока и выставление оценок, согласно полученным за
ответы цветным стикерам.
На этом заканчивается открытая часть урока «Культура России 18 века», на второй части
пары продолжается урок – лекция с демонстрацией слайдов по следующим разделам:
геополитика, театр, литература, живопись, западноевропейская культура.
Из истории русского театра…
Актерские представления были известны на Руси и в глубокой древности, они
были связаны с религиозными обрядами и праздниками. Первые скоморохи при
княжеских дворах упоминаются еще в 11 веке. Иногда, это бродячие актеры:
гусляры, дудочники, шуты, кукольники, дрессировщики медведей, которые для своих
выступлений строили временные балаганы на время проведения ярмарок или
праздничных гуляний.
В 17 веке, в эпоху Михаила Романова появилась идея создания придворного
театра по европейскому образцу, которая смогла воплотиться в жизнь во время
царствования второго Романова - Алексея Тишайшего.
Придворный боярин Артамон Матвеев вместе с пастором из немецкой слободы
Иоганном Грегори набрали первую труппу актеров, состоящую целиком из мужчин.
Пастор писал тексты пьес, в основном, на библейские сюжеты, которые с успехом
шли в загородной царской резиденции и в Кремлевских палатах. Такой театр можно
назвать домашним театром. В последствие домашние театры стали создаваться в
домах богатых вельмож, где в труппу набирались, в основном крепостные актеры.
В 18 веке при дворе Анны Иоанновны расцветало шутовство. И актерским
мастерством занимались не только простолюдины, но и дворяне.
Подъем театрального мастерства пришелся на эпоху Елизаветы Петровны. Это
были крепостные театры, любительские и придворные. Курсанты устраивали
театральные представления в Шляхетском корпусе в Петербурге, а в Москве театром
увлекались студенты Славяно-греко-латинской академии. Кроме того, в России
гастролировали итальянские, французские, немецкие труппы.
Первый публичный профессиональный театр был открыт в Ярославле в 1750 году
в помещении каменного амбара, благодаря стараниям купеческого сына Федора
Волкова, человека прекрасно образованного и талантливого. Федор Григорьевич
писал стихи и пьесы, хорошо рисовал и занимался резьбой по дереву, играл на
музыкальных инструментах. В 1752 году императрица пригласила труппу Федора
Волкова в столицу, и на месте современного Александринского театра

Александринский театр. 1832 г. Карл
Росси.
30 августа 1756 года был открыт «Русский для представления трагедий и комедий театр» для посещения
публики, который положил начало структуре Императорских театров России. Директором
театра стал драматург и поэт Александр Петрович Сумароков, первым актером Федор
Григорьевич Волков. С этого момента женские роли в постановках стали исполнять
женщины.
Профессиональные театры стали появляться и в других городах России: в
Москве при Московском университете, в Твери, Воронеже, Тамбове, Нижнем Новгороде…
Известная актриса второй половины 18 века Прасковья Ивановна Ковалева –
Жемчугова входила в труппу крепостного театра графа Шереметьева.

Портрет Прасковьи Жемчуговой.
Николай Аргунов
Сценическому искусству девочку обучали с семи лет, она прекрасно пела,
играла на арфе и клавесине, владела итальянским и французским языками. В
тринадцать лет к ней пришел успех, императрица Екатерина Вторая, восхищенная
талантом Прасковьи подарила актрисе перстень с алмазом. В 1801 году граф
Николай Шереметев женился на своей крепостной и стал жить с ней в Петербурге на
набережной Фонтанки.

Шереметьевский дворец. С. Чевакинский и
др.
С началом следующего 19 века театр делится на драматическую и музыкальную
труппы, а музыкальная на оперную и балетную. Русский театр будет испытывать
влияние французской оперы и драматургии, французской балетной школы. Среди
балерин начала 19 века наиболее яркой была Авдотья Истомина, «Блистательна,
полувоздушна, смычку волшебному послушна…», - писал о своей ровеснице Александр
Пушкин. Истомина вышла первый раз на сцену в 9 лет, она была ученицей
знаменитого балетмейстера французской школы Шарля- Луи Дидло. Из-за Авдотьи
Истоминой состоялась четверная дуэль. Один из ее участников кавалергард Василий
Шереметев - любовник актрисы погиб на дуэли, а судьба одного из секундантов
Александра Грибоедова полностью изменилась…
Вопросы:
1. Когда и почему в России появляются первые придворные и домашние театры.
2. Первые актеры, кто они, к какому сословию принадлежат?
3. Первый театр для посещения публики.
4. Имена чиновников и театральных деятелей, благодаря которым в нашей
стране появился профессиональный театр.
5. Известные актрисы второй половины 18 и начала 19 века.
Русская живопись 18 века…
В начале 18 века русская живопись представлена настенными и потолочными
росписями, миниатюрами, иконописью и жанром портрета. Меняются краски: вместо
темперы преобладают масляные краски, появляется обнаженная натура с правильными
анатомическими пропорциями человеческого тела; вместо «обратной перспективы» -
прямая перспектива; парсуны вытесняются портретами. Используется светотень и
отображается фактура материала.
Наиболее известные художники: и их работы:

Портрет царевны Анны Петровны
Иван Никитин.

Автопортрет с женой.
Андрей Матвеев.

Портрет Сарры Фермор.
Иван Вишняков

Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
Алексей Антропов.

Портрет Екатерины II, 1762.
Иван Аргунов.
На портретах начала века чувствуется некоторая скованность фигур,
напряженность, возможно, отсутствие индивидуальности портретируемых.
Идея открыть в Петербурге художественное училище принадлежала Петру
Первому, и была воплощена после его смерти. Художественное отделение стало
частью Академии наук. В 177 году в эпоху Елизаветы, благодаря инициативе Ивана
Ивановича Шувалова в столице открылась Императорская Академия Художеств, где
преподавали итальянские и французские мастера. Академия обучала искусству
гравюры, портрета, скульптуре и архитектуре, а также общеобразовательным
предметам. В 1764 году при Екатерине Великой на Васильевском острове было
начато строительство здания для Академии художеств в классическом стиле
архитектором Ж.Б. Валлен-Деламотом.

Академия художеств. Ж.Б. Валлен-Деламот.
Полный курс обучения продолжался 15 лет и делился на пять разрядов. Прием
осуществлялся раз в три года, в начальные воспитательные классы принимали
мальчиков шести лет. Форма обучения была аудиторной. Лучшие выпускники Академии
– пансионеры отправлялись на стажировку в Рим.

А.Г. Бобринский.
Федор Рокотов.

Портрет А.Ф. Кокоринова.
Дмитрий Левицкий.

Портрет М.И. Лопухиной.
Владимир Боровиковский.
Вопросы:
1. Какие новые явления в живописи появились в 18 веке?
2. Основные живописные жанры 18 века.
3. Основание Академии художеств в Петербурге.
4. Какие изменения можно увидеть в портретной живописи 18 века?
Русская литература 18 века…
В начале века литературные произведения, в основном переводы, были разных
стилей и жанров. Затем под влиянием идей европейского Просвещения литература
приобрела черты классицизма (акцент на разум), а к концу века – сентиментализма
(акцент на чувства).
Наиболее известные писатели 18 века: Василий Тредиаковский, Михаил
Ломоносов:
Вечернее размышление о божием величестве...
«Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна»…
Александр Сумароков, Гавриил Державин, Денис Фонвизин («Недоросль»),
Александр Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), Николай Карамзин,
Иван Крылов…

Вопросы:
1. Литераторы 18 века.
2. Особенности классицизма в русской литературе.
3. «Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй» - эпиграф к книге
«Путешествие из Петербурга в Москву». Что имел в виду А. Радищев, выбирая для
своего произведения такой эпиграф?
Геополитика
В начале 18 века Россия имела огромную территорию и единственный выход для
торговли и культурных связей с Европой через архангельский порт Белого моря.
Поэтому основной геополитической задачей русских царей становится приобретение портов
Чёрного и Балтийского морей.
За время правления Петра 1 территория нашей страны увеличилась за счет
приобретения Латвии, Эстонии, Карелии , возвращения области Невы (Ингрии) по
итогам Северной войны(1721г).
Русские первопроходцы на Аляске появлялись еще в 17 веке, но официально она
была открыта в 1732 году. Уже в 40-х годах 18 века, Аляску начинают посещать
первые промышленники, а в 1747 году было основано первое русское поселение на
Алеутских островах. На самом материке первое русское поселение было основано в
1792 году и началось исследование, внутренних земель Аляски. В 1799 году была
основана русско-американская компания, и был назначен первый губернатор Аляски.

В результате двух войн с Турцией Россия получила Крым (1783 г.), Новороссию
(южную Украину ), Северный Кавказ и выход в Черное море.
После раздела Польши Россия присоединила Литву, Белоруссию и Западную
Украину.
Вопросы:
1. Основные геополитические задачи русских царей начала 18 века?
2. Какую область возвратил Пётр 1 по итогам Северной войны?
3. Год официального открытия Аляски?
4. Год присоединения Крыма?
А в это время в Западной Европе…
Образовалась Великобритания в 1707 году, в результате объединения Англии и
Шотландии. Стали независимым государством США в 1776 году. В конце 18 века
исчезла Польша, как самостоятельное государство.
Продолжала функционировать треугольная торговля между тремя континентами.
Австралия превратилась в английскую колонию (первое поселение Сидней в 1788
году).
Просвещенный абсолютизм господствовал в Европе 18 века («Просвещенный» -
означает переход от религиозного мировоззрения к рациональному или научному.
«Абсолютизм» -господство абсолютных монархий).
В последней трети 18 века в Европе начался переход от аграрного
производства к индустриальному. Первой промышленной страной стала
Великобритания.
Появилось множество изобретений: фортепиано, ртутный термометр,
токарно-винторезный станок, громоотвод, трамвай на конной тяге, цемент,
газированная вода, консервирование, секундомер, циркулярная пила, воздушный
шар, механический ткацкий станок, прядильный станок, металлообрабатывающий
станок, паровой двигатель, вакцинация, электрический конденсатор, электрическая
батарея, пароход.
Своими музыкальными произведениями украсили18 век композиторы: Антонио Лючио
Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен
(ранние годы).

Прижизненный портрет Моцарта.
Йозеф Хикель.
Поэты и философы 18 века: Иоганн Вольфганг Гете, Эммануил Кант, Шарль Луи
Монтескье, Вольтер, Дени Дидро…
18 век называют галантным веком, имея в виду, определенный тип отношений,
сложившийся при царствующих дворах Европы. Родоначальницей галантного века
считается Франция времен короля Людовика XV. Символы галантного века - это
расточительность, фаворитизм, праздность, изысканность манер, язык жестов,
поверхностная образованность, маскарады и балы…. Признаки эпохи абсолютизма,
когда жизнь придворных зависит от монарха, его каприза и его денег… Но в 1789
году в результате Великой Французской революции рухнула абсолютная монархия во
Франции.
Вопросы:
1. Государства, возникшие в 18 веке.
2. Что такое просвещенный абсолютизм?
3. Что такое треугольная торговля?
4. Назовите пять самых значительных, на ваш взгляд, изобретений 18 века.
5. Композиторы 18 века.
Комментарии
Отправить комментарий