История . Группа 403.21.05.2022.Конспект прислать фото отчетом
Конспект урока по истории
по теме
«Движение декабристов»
Цели занятия:
Обучающие:
- раскрыть причины формирования
идеологии декабристов, показать ее обусловленность ходом исторического развития
России;
- проследить развитие декабристского
движения от поддержки власти до разработки планов её свержения;
- раскрыть причины поражения декабристов
и значение этого движения для исторического развития России.
Развивающие:
- развивать навыки работы с картами,
текстом, таблицами;
- формировать навыки работы с историческими
документами, их анализа;
- учить выделять главное и
второстепенное, обобщать, определять и объяснять понятия;
- развивать навыки решения проблемных
ситуаций и задач, аргументированно объяснять собственную точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма и
гражданственности;
- формировать толерантность,
уважительное отношение к людям с иной точкой зрения и убеждениями;
- повышать общий культурный уровень
обучающихся.
Тип занятия: комбинированный урок
Вид занятия: лекция
Метод обучения: репродуктивный
Элементы образовательных технологий: работа с текстами, таблицами, картой,
репродукциями; организация самостоятельной работы с документами,
видеофрагментами.
Межпредметные связи: география, литература, обществознание.
Материально-техническое оснащение:
1. Интерактивная доска
2. Артемов
В.В., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. Ч 2 –
М., 2017
3. Галкина Г.И. Рабочая тетрадь по истории.
Р-н-Д. РКРИПТ., 2018
4. Раздаточный
материал (См. Приложение).
План занятия:
1. Организационный момент (2мин.)
2. Опрос по д/з и обобщение ранее
изученного материала (25 мин.)
3. Изучение нового материала (50 мин.)
4. Обобщение и закрепление нового
материала (10 мин.)
5. Подведение итогов (3 мин.)
Ход занятия:
1. Организационный момент (2мин.)
2. Опрос по д/з и обобщение ранее
изученного материала (25 мин.)
А) Фронтальный опрос (предварительно
даётся индивидуальное задание по карточке):
- Назовите причины Отечественной
войны1812 г.?
- Каковы были стратегические планы обеих
сторон накануне войны?
- Выйти к доске и показать на карте
направление ударов армии Наполеона в июне 1812 г., где находились
противостоящие им русские армии?
- Сделайте вывод о соотношении сил в
начале войны.
Б) Проверка д/з по рабочей тетради (Тема
10, зад.8,9,10): проверка осуществляется в устной форме, отвечающий студент
зачитывает вслух свой ответ.
В) Опрос по карточке (См. Приложение)
Г) Опрос по репродукциям картин:
Какое событие Отечественной войны 1812
г. представлено на репродукции? (См. Приложение)
Д) Выполнение заданий по персоналиям
Отечественной войны 1812 г.
Используя краткое описание и
вещь-подсказку определите о каком участнике Отечественной войны 1812 г. идёт
речь? (См. Приложение)
Е) Обобщение
Назовите важнейшие последствия
Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии.
Ж) Подведение итогов, выставление
оценок.
3. Изучение нового материала (50 мин.)
А) Вступительное слово преподавателя:
Итак, Отечественная война и заграничные
походы русской армии завершились, навсегда изменив карту мира и нашу страну.
Что это были за изменения и к каким последствиям они привели мы поговорим с
вами сегодня. Движение декабристов – одна из наиболее ярких и интересных
страниц в истории России. Декабристы первыми в нашей стране решились на
вооружённое восстание против существующих порядков, они первыми сформировали
революционные организации, выработали программу действий и политические
документы. Какими же людьми были декабристы? Почему декабристы, говоря словами
Л.Н. Толстого «всегда интересны и вызывают самые серьёзные мысли и чувства»? И,
наконец, как декабристы повлияли на развитие России – вот вопросы, на которые
нам предстоит сегодня ответить. В этой связи, обратите внимание на эпиграф к
уроку, слова А.И. Герцена: «Пушки на Сенатской площади разбудили целое
поколение». Что хотел этим сказать Герцен? Действительно ли, декабристы
навсегда изменили направление и характер развития русской истории? Попробуем в
этом разобраться. Ну, а начать нужно с причин возникновения первых
декабристских кружков и организаций. Никто не ответит на этот вопрос лучше
самих декабристов.
Б) Самостоятельная работа студентов с
документами (10 мин.)
Задание: Прочитайте выдержки из документов,
авторами которых являются сами декабристы, и попытайтесь сформулировать
основные причины возникновения декабристского движения (См. Приложение)
По окончании работы, учащиеся называют и
записывают в тетрадях причины возникновения движения декабристов:
1) Отечественная война 1812 г.
2) Заграничные походы русской армии
1813-1814 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим и экономическим
устройством европейских государств.
3) Российская действительность
(крепостное право, военные поселения, отсутствие гражданских свобод, произвол и
взятки чиновников)
4) Революционные события в Западной
Европе.
В) Работа со схемой и таблицей (См. Приложение)
Вопрос: Продолжил ли
Александр I курс реформ начала своего царствования, после окончания
войны?
Ответ: Нет, все проекты отмены крепостного права и
введения Конституции так и не были реализованы. Последнее десятилетие
царствования Александра I- период усиления цензуры, создания военных
поселений, вызвавших нарекания со стороны общественности.
Рассказ преподавателя: Итак, изменившиеся после
Отечественной войны и заграничных походов общественные настроения, а также
бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнули
сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Организаторами
и участниками этих кружков были представители дворянства.
Вопрос: Как вы думаете, почему только
дворяне?
Ответ: Дворяне были наиболее образованным,
социально-активным и способным к самоорганизации сословием в России.
Учащиеся записывают названия первых декабристских
организаций, их состав, цели, заполняют таблицу. (См. Приложение). Таблица
заполняется по мере рассказа преподавателя и работы учащихся.
Работа с таблицей (индивидуальный и
фронтальный опрос):
Задание: Выйдя к доске, отметьте и назовите
общее в программных документах Северного и Южного обществ.
Ответ: Отмена крепостного права, учреждение парламента,
введение гражданских свобод, уничтожение сословий.
Вопрос: Чем отличаются проекты Н.
Муравьева и П. Пестеля?
Ответ: Различия в установлении формы правления
будущего государства: у Н. Муравьева – конституционная монархия, у П. Пестеля –
республика; различные условия отмены крепостного права и т.д.
Вопрос: Подумайте, какую из двух программ
(Н. Муравьева или П. Пестеля) было легче реализовать в тех исторических
условиях?
Ответ: Проект Н. Муравьева «Конституция», так как он
предлагал менее радикальные изменения, которые было проще реализовать в тех
исторических условиях.
Вопрос: Как вы думаете, почему декабристы
в конце концов, избрали тактику военного переворота для достижения своих целей?
Ответ: Император Александр I и высшее
руководство страны были противниками преобразований, не желали ничего менять.
Даже среди просвещённых дворян преобладали консервативные взгляды. Общественных
сил, способных повлиять на власть и добиться проведения реформ в России не
было, также, как и легальных рычагов воздействия общества на власть (например,
парламентские выборы) Таким образом, единственным способом преобразовать
страну, доступным для будущих декабристов, остался силовой способ, то есть,
вооружённый захват власти.
Рассказ преподавателя: Обратим внимание на то, что
декабристы стремились к достижению своих целей без опоры на широкие массы
населения, так как крестьянство, по мнению декабристов, из-за своей неграмотности
ещё не было готово воспринимать их преобразовательные идеи. Декабристы
опасались «ужасов народной революции» и предпочитали «работать для народа, но
без народа».
Г) Самостоятельная работа студентов по
видеофрагменту и тексту учебника (25 мин.)
Рассказ преподавателя: Осенью 1825 г. в Таганроге внезапно
умирает Александр I. У императора не был детей.
Вопрос: Кто должен был наследовать
престол, согласно закону о престолонаследии от 1797 г.?
Ответ: Следующий по старшинству брат Александра –
Константин.
Рассказ преподавателя: У императора
Павла I было три сына: Александр, Константин и Николай. Константин
был женат морганатическим (неравным) браком на польской дворянке, женщине не
королевских кровей и поэтому по закону не имел права наследовать престол.
Соответственно, права на русский престол переходили к Николаю – следующему по
старшинству брату. Но брак Константина и его отказ от престола держался в тайне
от общества, поэтому после известия о смерти о Александра I была
принесена присяга Константину. Когда же был обнародован официальный отказ
Константина от власти и была назначена переприсяга Николаю, то есть, возникла
ситуация междуцарствия – декабристы решили этим воспользоваться: не допустить
переприсяги и принудить Сенат объявить о введении конституционного строя.
Предполагалось также занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец,
арестовать царскую семью.
Запись на доске и в тетради студентов:
14 декабря 1825г. – вооружённое
восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Задание: учащимся предлагается посмотреть
видеофрагмент и ответить на вопросы к нему (См. Приложение) (15 мин.)
Задание: На основании фильма и текста
учебника (п. 54, с. 49) сформулируйте причины поражения движения декабристов (5
мин.)
Ответ учащихся и запись в тетради:
1) Неорганизованность действий
2) Идейные разногласия и разобщенность
между членами тайных обществ
3) Отсутствие опоры на широкие слои
населения страны.
4. Закрепление и обобщение нового
материала (10 мин.)
Вопрос: Что имел ввиду А.И. Герцен,
говоря: «Этот тупой тиран (Николай I) не понял, что именно таким образом
виселицу превращают в крест, перед которым склоняются целые поколения»?
Ответ: Казнь пяти лидеров декабристов в июле
1826 г. – была первой политической казнью, которая потрясла Россию, вызвала
интерес и сочувствие к декабристам, к их целям и идеям, особенно среди
образованной молодежи. Для самого А.И. Герцена (1812-1870), посвятившего свою
жизнь критике государственных порядков в России, декабристы стали
героями-мучениками, борцами за свободу своей страны. С расправы над
декабристами начинается революционное движение в России.
Задание: Выйдя к доске, отметьте ошибки в
тексте и объясните их. (См. Приложение)
5. Подведение
итогов, выставление оценок, домашнее задание (п. 54, с. 45-49;
рабочая тетрадь:
тема 10. зад.11-13, 15) (3 мин.)
Приложение к
конспекту урока по истории «Движение декабристов»
Содержание:
1. Раздаточный материал (карточка с
заданием для индивидуального устного опроса)
2. Репродукции картин художников, посвящённых
Отечественной войне 1812 г.
3. Персоналии (краткие биографические
справки) участников Отечественной войны 1812 г.
4. Раздаточный материал (выдержки из
документов)
5. Раздаточный материал (схема и таблица
по организациям и программным документам декабристов)
6. Вопросы к фрагменту документального
фильма «Российская империя» Л. Парфенова)
7. Текст с ошибками.
1. Раздаточный материал (карточка с
заданием для индивидуального устного опроса)
«Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?» -
размышляет А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Выскажите своё мнение о
причинах победы русского народа в 1812 г. Какие из перечисленных вами причин не
раз выручали русский народ в борьбе с внешними врагами?
2. Репродукции картин художников,
посвящённых Отечественной войне 1812 г.
Определите событие Отечественной войны
1812 г., изображенное на репродукции картины (демонстрируются в виде слайдов на
интерактивной доске)
.
Ответ: Военный
совет в Филях, 27 августа 1812 г.
Ответ: Пожар
в Москве, сентябрь 1812 г.
Ответ: Бородинское
сражение, 26 августа 1812 г.
3. Персоналии (краткие биографические
справки) участников Отечественной войны 1812 г.
Узнайте участника Отечественной 1812 г.
по краткой характеристике; соотнесите вещи-подсказки, разложенные на столе с
каждым из них.
1. Наполеон говорил об этом
человеке: «Генералов хороших в России нет, кроме одного …». Военный теоретик К.
фон Клаузевиц называл его «человеком с репутацией хорошего рубаки», а император
Александр I упрекал в отсутствии стратегического дара. Во время
Отечественной войны 1812 г. командовал 2-ой западной русской армией, был одним
из инициаторов партизанского движения. Был смертельно ранен во время
Бородинского сражения. Его именем названа одна из военно-стратегических
операций Советской армии в годы Великой Отечественной войны. О ком идёт речь?
Ответ: П. Багратион; вещь-подсказка - сабля с георгиевской
ленточкой.
2. Во время отечественной войны 1812 г.
командовал армейским партизанским отрядом. Во главе гусарской бригады вступил в
Париж в марте 1814 г. В последствии – генерал-лейтенант, военный писатель и
поэт. О нем слагались народные песни и поговорки. Был дружен со многими
выдающимися деятелями культуры своего времени, в том числе и с А.С. Пушкиным.
Его девизом было: «За тебя и на черта рад, наша матушка Россия». Широкую
известность получила его лирическая поэзия. О ком идёт речь?
Ответ: Д. Давыдов; вещь подсказка- чернильница с пером.
4. Раздаточный материал (выдержки из
документов)
Задание: Прочитайте выдержки из
документов и сформулируйте основные причины возникновения декабристского
движения.
Документ 1
Из воспоминаний декабриста М.И.
Муравьева-Апостола: «Мы были дети 1812 года. Принести в жертву всё,
даже самую жизнь, ради любви к отечеству было сердечным побуждением. Наши
чувства были чужды эгоизма. Бог свидетель этому».
Из показаний декабриста Я.М. Андреевича
на следствии: «Скажите, чего достойны сии воины, спасшие столицу и
отечество от врага-грабителя? Они, а никто другой, спас Россию. И это был долг
их, они клялись престолу и отечеству и твёрдо выполнили свою клятву. А такое ли
возмездие получили за свою храбрость? Нет, увеличилось ещё более угнетение».
Документ 2
Из «Записок» А.И. Кошелева: «Смутно
вспоминаю о либеральных толках, бывших среди военных возвратившихся из Франции
после событий 1813 – 1815 годов…»
Декабрист А.А. Бестужев: «Войска
от генералов до солдат, пришедших назад, только и толковали, как хорошо в чужих
землях. Сравнение со своим естественно произвело вопрос, почему жене так у
нас?»
Документ 3
Из воспоминаний Н.Н. Муравьева-Карского:
«Как водится в молодые лета мы судили о многом, и я, не ставя преград
воображению своему, возбуждённому чтением «Общественного договора» Руссо,
мысленно начертывал себе всякие предположения в будущем».
Из показаний декабриста С.И.
Муравьева-Апостола на следствии: «Война, освободившая Европу от ига
Наполеона, последствия оной, введение представительного правления в некоторых
государствах, сочинения политические, беспрестанно являющиеся в сию эпоху и
читаемые с жадностью молодежью… - вот источники революционных мнений в России».
Документ 4
Из записок декабриста И.Д.
Якушкина: «Крепостное же состояние у нас обозначалось на каждом шагу
отвратительными своими последствиями. Беспрестанно доходили до меня слухи о
неистовых поступках помещиков, моих соседей».
Из дневника Н.А. Тургенева: «Я
не замечал на крестьянах и на дворовых людях вида благоденствия… Жизнь нашего
крестьянина весьма трудна. Три дня в неделю в течение всего года он работает на
господина… Иногда я невольно желаю и надеюсь на общее освобождение крепостных
крестьян…»
Декабрист А.А. Бестужев «Солдаты
роптали на истому ученьями, офицеры – на скудость жалованья. Матросы – на
чёрную работу, удвоенную по злоупотреблению. Люди с дарованиями жаловались, что
им заграждают дорогу по службе, требуя лишь безмолвной покорности; учёные- на
то, что им не дают учить, молодёжь-на препятствия в учении. Словом, во всех
углах виделись недовольные лица. Все элементы были в брожении. Одно лишь правительство
беззаботно дремало над вулканом».
Документ 5
Из показаний декабриста П.И. Пестеля на
следствии: «Нынешний век ознаменовывается революционными мыслями. От
одного конца Европы до другого видно одно и тоже… столько царств уничтоженных,
столько царей изгнанных, столько революций совершённых, столько переворотов
произведённых, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с
возможностями и удобностями оные производить»
Из показаний декабриста П.Г. Каховского
на следствии: «Начало и корень общества должно искать в духе времени и
положении, в котором мы находимся…»
5. Раздаточный материал (схема и таблица
по организациям и программным документам декабристов)
6. Вопросы к фильму (фрагмент
документального фильма «Российская империя» Л. Парфенова)
1. Какие факторы повлияли на неудачу
восстания декабристов?
2. Каково было соотношение войск
восставших и правительственных частей?
3. Сколько человек погибло в ходе
подавления восстания?
4. Сколько представителей высшей
аристократии (князей и графов) было среди декабристов?
5. Как были наказаны нижние чины,
принимавшие участие в восстании?
6. Какое наказание понесли члены тайных
обществ?
7. Какой обычай был нарушен во время
казни пяти декабристов?
8. Сколько декабристов было сослано на
каторгу?
9. Кого называют «декабристками»?
7. Текст с ошибками.
Прочитайте текст и найдите в нём ошибки:
«У Александра I имелась
реальная возможность привлечь сторонников обновления к осуществлению своих
преобразований. И этот шанс не был упущен, либерально настроенная
дворянская молодёжь встала на путь создания тайных антиправительственных
организаций – «Союза спасения» (1816-1819 гг), «Союза процветания»
(1819-1821 гг), Северного и Южного обществ (1821-1825 гг). Общими для
декабристов были два важнейших требования: сохранения крепостного
права и введения конституционной формы правления. Они получили отражение в
программных документах Северного и Южного обществ – «Конституции» П.Г.
Каховского и «Русской звезде» П.И. Пестеля. Их реализация
открыла бы путь для утверждения капиталистических начал в экономике и правового
государства.
15 декабря 1826 года в Петербурге офицеры-дворяне
вывели свои воинские части на Сенную площадь. Они намеревались
потребовать от Сената ввести в России конституционное правление. Николай II, сменивший
на престоле своего брата Александра III, сумел быстро
подавить вооружённое выступление. Спустя две недели на Украине произошло
восстание Черноморского полка, которым командовал декабрист С.И.
Муравьев-Апостол. Оно также потерпело поражение. После следствия и суда пятеро
видных декабристов были расстреляны, а более ста – отправлены на
каторгу и в ссылку в Сибирь.»
Вариант текста без ошибок:
«У Александра I имелась
реальная возможность привлечь сторонников обновления к осуществлению своих
преобразований. Однако, этот шанс был упущен, и либерально настроенная
дворянская молодёжь встала на путь создания тайных антиправительственных
организаций – «Союза спасения» (1816-1818 гг), «Союза благоденствия» (1818-1821
гг), Северного и Южного обществ (1821-1825 гг). Общими для декабристов были два
важнейших требования: отмены крепостного права и введения конституционной формы
правления. Они получили отражение в программных документах Северного и Южного
обществ – «Конституции» Н.М. Муравьева и «Русской правде» П.И. Пестеля. Их
реализация открыла бы путь для утверждения капиталистических начал в экономике
и правового государства.
Комментарии
Отправить комментарий