Информационные технологии группа 506.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 13.10.2022 г.

 

Тема: Информационные технологии. Виды информации.


Тип урока: урок-беседа.

ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА

 

Образовательная цель:

Восприятие  учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

n  Закрепить  понятие «информационные технологии».

n  Раскрыть  понятия: «информационные технологии», «получение информации», «обработка информации», «передача информации», «хранение информации», «источник информации», «виды информации».

n  Расширить представления учащихся в области информационных процессов  и  выделить базовые информационные процессы.

n  Закрепить умения:

-         выделения информационных процессов из процессов разной природы;

-         определения видов помех, возникающих в процессе передачи информации.

 

Развивающая цель:

Развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.

n  Развитие памяти, речи, логического мышления.

n  Выполнение заданий творческого характера, требующих системного, исследовательского подхода к решению проблемного вопроса.

 

Воспитательная цель:

n  Воспитание научного мировоззрения.

n  Воспитание умения четко организовать самостоятельную работу.

 

Мотивация:

    Главная задача учителя на этом уроке - пробудить интерес учеников к предмету, дать им понять, что изучение информационных технологий дает им неограниченные возможности в любом виде деятельности, облегчает творческий труд – дает возможность автоматизировать рутинную деятельность: написание и оформление текстов, выполнение расчетов, поиск нужной информации. Поэтому для успешного проведения этого урока нужно приготовить детям «подарок» - распечатать лекцию и раздать им. Это даст возможность вести беседу с детьми, так как они не будут заняты переписыванием информации, и смогут свободно высказывать свои мысли по ходу урока.

 

Ожидаемые результаты:
После этого урока ученики смогут:

·  Дать определение информации, виды информации,информационных технологий и процессов.

·  Назвать свойства информации, носители информации.

·  Рассказать о сферах применения информационных технологий.

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

1.    Орг. момент

 

Приветствие, перекличка, сообщение темы, целей и плана урока.

 

2.    Актуализация

 

В повседневной жизни мы очень часто слышим слово «информация». То нам необходима информация о чём-либо, то нас о чём-то информируют. Даже есть специальная общественная структура – средства массовой информации.

 Так что же всё-таки означает слово «информация»?

 

3.    Объяснение нового материала

 

3.1.Информация и ее виды

 

До сих пор не существует чёткого определения, что же такое информация, так как это понятие слишком ёмкое, чтобы его можно было определить однозначно. Давайте сейчас  вместе попытаемся дать такое определение. (дети высказывают свои версии).

Для большинства из нас слово "информация" - нечто само собой разумеющееся. Но попробуйте сформулировать, что такое информация. Чтобы лучше разобраться с этим, рассмотрим следующие примеры.

1.    Жизнь впервые появилась в химически богатой воде около 3.5 млрд. лет назад. Как свидетельствуют окаменелости, первыми живыми организмами были одноклеточные бактерии и водоросли.

2.    Любое существо, обитающее на бархане, должно решать немало сложных задач, т.к. удерживаться на очень горячей сыпучей поверхности, не проваливаясь, достаточно трудно.

3.    Вы дотронулись до горячего чайника и, обжегшись, отдернули руку.


Надеемся, что примеры помогли Вам разобраться в понятии "информация". Можете ли Вы теперь сформулировать определение информации?
Каким образом в Вашем определении Вам удалось отразить, что:

·  информация существует в неживой природе;

·  информация существует в биологических системах;

·  информация может не всегда быть выражена словами;

·  информация возникает в процессе общения;

·  информация хранится, передается, обрабатывается и т.д.

В зависимости от области знания существуют различные подходы к определению понятия информации.
В неживой природе понятие информации связывают с понятием отражения, отображения.
В быту под информацией понимают сведения, которые нас интересуют.
В теории связи под информацией принято понимать любую последовательность символов, не учитывая их смысл.
В кибернетике под информацией понимается только та часть сообщения, которая участвует в управлении.

Наиболее общим будет следующее определение: информация- это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.
Информация - от латинского informatio- сведения, разъяснения, изложение.

Вопросы-проблемы.

1.    Является ли информацией для Вас сведения о затонувшей Атлантиде?

2.    Являются ли информацией нерасшифрованные космические послания?

3.    Получаете ли Вы информацию при повторном прочтении книги, учебника?

Итак, «информация» - это слово латинского происхождения, обозначающее объяснение, изложение, набор сведений о чём-либо

Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, которая познакомит вас с новым понятием «информационные процессы».

Я раздаю вам листочки. Напишите на них: «2+2=». Написали? Теперь сверните свои листочки и спрячьте в карман. Итак, ребята, сейчас вы получили от меня информацию и теперь храните её. Достаньте листочки и передайте их соседу по парте. Таким образом, вы передали информацию. Разверните вновь полученные листочки, решите пример и запишите ответ. Сейчас вы обработали или, как ещё говорят, преобразовали информацию. Теперь я соберу ваши листочки, прочитаю, что вы написали и, тем самым получу от вас информацию и использую её для того, чтобы сделать вывод о том, кто серьёзно отнёсся к заданию и выполнил его, а кто - нет. 

А теперь давайте вспомним по порядку, какие информационные процессы мы сейчас с вами осуществили и вместе запишем новое определение.

Итак, информационные процессы – это процессы получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации

 

Все аспекты, связанные с информационными процессами, изучает наука «информатика». Это определение тоже следует записать в тетради.

 

 

Чем же мы с вами будем заниматься на уроках информатики?

Во-первых мы будем изучать раздел «Информация и информационные процессы». Мы научимся измерять информацию, узнаем, какие в мире происходят информационные процессы.

 

Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами.

Теперь остановимся на основных информационных процессах.

1. Поиск.
Поиск информации - это извлечение хранимой информации.
Методы поиска информации:

·  непосредственное наблюдение;

·  общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

·  чтение соответствующей литературы;

·  просмотр видео, телепрограмм;

·  прослушивание радиопередач, аудиокассет;

·  работа в библиотеках и архивах;

·  запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

·  другие методы.

Понять, что искать, столкнувшись с той или иной жизненной ситуацией, осуществить процесс поиска - вот умения, которые становятся решающими на пороге третьего тысячелетия.

2. Сбор и хранение.
Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.
Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени.
Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом).
ЭВМ предназначен для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней.
Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур- главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов. Например, личная библиотека, в которой может ориентироваться только ее владелец, информационной системой не является. В публичных же библиотеках порядок размещения книг всегда строго определенный. Благодаря ему поиск и выдача книг, а также размещение новых поступлений представляет собой стандартные, формализованные процедуры.

3. Передача.
В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи.
Канал связи - совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.
Кодирующее устройство - устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи.
Декодирующее устройство - устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.
Деятельность людей всегда связана с передачей информации.
В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передачи в телеграфе. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации - криптология.

Описание: https://documents.infourok.ru/de2ba19b-bf7c-4b2d-824e-a500b14d6b3f/0/image001.jpg

Каналы передачи сообщений характеризуются пропускной способностью и помехозащищенностью.
Каналы передачи данных делятся на симплексные (с передачей информации только в одну сторону (телевидение)) и дуплексные (по которым возможно передавать информацию в оба направления (телефон, телеграф)). По каналу могут одновременно передаваться несколько сообщений. Каждое из этих сообщений выделяется (отделяется от других) с помощью специальных фильтров. Например, возможна фильтрация по частоте передаваемых сообщений, как это делается в радиоканалах.

С точки зрения теории информации все то, что делает литературный язык красочным, гибким, богатым оттенками, многоплановым, многозначным,- избыточность. Например, как избыточно с таких позиций письмо Татьяны к Онегину. Сколько в нем информационных излишеств для краткого и всем понятного сообщения "Я Вас люблю!"

4. Обработка.
Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

 

Обработка информации по принципу "черного ящика" - процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.

"Черный ящик" - это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.

Описание: https://documents.infourok.ru/de2ba19b-bf7c-4b2d-824e-a500b14d6b3f/0/image002.jpg

5. Использование.
Информация используется при принятии решений.

·  Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможность принять правильное решение.

·  Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими.

·  Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире.
Компьютерная грамотность предполагает:

·  знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;

·  Знание основных видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов;

·  умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.
Информационная культура пользователя включает в себя:

·  понимание закономерностей информационных процессов;

·  знание основ компьютерной грамотности;

·  технические навыки взаимодействия с компьютером;

·  эффективное применение компьютера как инструмента;

·  привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении компьютерными технологиями;

·  применение полученной информации в практической деятельности.

6. Защита.
Защитой информации называется предотвращение:

·  доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (несанкционированный, нелегальный доступ);

·  непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации.
Более подробно о защите информации мы остановимся далее.

Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.

 

 

4..Подведение итогов урока

 

Итак, мы сегодня приступили к изучению новой темы, как она называется?. Что изучает? Что такое информация? Какое устройство предназначено для работы с информацией? Компьютер – наш друг или враг? Что нужно делать, чтобы не навредить своему здоровью, работая за компьютером?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Информатика группа 201.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 28.04.2021г

История . Группа 206. 17.09.2021. Конспект прислать фото отчетом.

Программное обеспечение группа 505.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 20.02.-27.02.2023