Информатика группа 505.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 07.11.2022 г.

 Тема урока — Арифметические операции в позиционных системах счисления

Урок посвящен теме «Арифметические операции в позиционных системах счисления»». В ходе урока школьники научатся складывать, вычитать, умножать и делить в разных позиционных системах счисления.

Ключевые слова:

— позиционные системы счисления,

— арифметические операции в системе счисления с основанием q,

— таблица сложения,

— таблица умножения.

Учебник:

— Информатика. 10 класс: учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 288 с.

— Математические основы информатики: учебное пособие / Е. В. Андреева, Л. Л Босова, И. Н. Фалина — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 328 с.

Мы продолжаем изучать позиционные системы счисления. Вы узнали, что позиционные системы счисления бывают разные: десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная. Вы научились переводить числа из одной системы счисления в другую. Но зачем нам с вами это надо? Конечно для того, чтобы производить расчеты. С 1 класса нас учат производить расчеты в десятичной системе счисления. А как вы думаете, можно ли производить расчеты в произвольной позиционной системе счисления? И зачем это нужно?

Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. Первый кто заговорил о двоичном кодировании, был Лейбниц Готфрид Вильгельм. Он написал трактат «Expication de l'Arithmetique Binary» — об использовании двоичной системы счисления в вычислительных машинах. В рукописи на латинском языке, написанной в марте 1679 года, Лейбниц разъясняет, как выполнять вычисление в двоичной системе, в частности умножение, а позже в общих чертах разрабатывает проект вычислительной машины, работающей в двоичной системе счисления. Вот что он пишет: « Вычисления такого рода можно было бы выполнять и на машине». Эти слова подчеркивают универсальность алфавита, состоящего из двух символов.

Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам:

— справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный);

— справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком.

Мы узнаем на уроке:

1.   как строить таблицы сложения и умножения в заданной позиционной системе счисления;

2.   как выполнять сложение, умножение, вычитание и деление чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

3.   как подсчитывать количество единиц в двоичной записи числа, являющегося результатом суммирования или вычитания степеней двойки.

Арифметические операции в позиционных системах счисления с основанием q выполняются по правилам, аналогичным правилам, действующим в десятичной системе счисления.

Рассмотрим сложение.

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/bb387cf7-2ac4-4fed-846f-334397389e5a.png

Чтобы в системе счисления с основанием q получить сумму S двух чисел A и B, надо просуммировать образующие их цифры по разрядам справа налево:

1.   если ai + bi < q, то si = ai + bi,
старший (i + 1)-й разряд не изменяется

2.   если ai + b≥ q, то si = ai + b– q,
старший (i + 1)-й разряд увеличивается на 1

Можно составить таблицу сложения:

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/4a50e404-4d0d-4a63-ab0f-0b65416b2f18.png

Давайте рассмотрим правило сложения на примере в двоичной системе счисления

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/87c26c8b-210d-46cb-b805-930d5be75529.png

Это мы рассмотрели сложение в двоичной системе счисления, а теперь сложим два числа в троичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления.

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/3b7e3fd7-ae2e-4d71-9301-778ade2ffa58.png

— 1 + 2 = 3 ≥ 3
записываем 3 – 3 = 0 под 1-м разрядом,
а 2-й разряд увеличиваем на 1

— 1 + 2 = 3 ≥ 3
записываем 3 – 3 = 0 под 2-м разрядом,
а 3-й разряд увеличиваем на 1

— 1 + 1 + 2 = 4 ≥ 3
записываем 4 – 3 = 1 под 3-м разрядом,
а 4-й разряд увеличиваем на 1

— 1 + 1 = 2 < 3
записываем 2 под 4-м разрядом

Сложим в восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления.

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/bd5550e7-c3ec-44e3-9fa8-4cc9ec59dd99.png

Теперь разберём вычитание в системах счисления с основанием q.

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/dc68ad59-e9c4-4283-b849-17b7d5d27735.png

Чтобы в системе счисления с основанием получить разность R двух чисел A и B, надо вычислить разности образующих их цифр по разрядам i справа налево:

— если ai ≥ bi, то ri = ai – bi,
старший (i + 1)-й разряд не изменяется

— если i < b , то ri = q + ai – b,

старший (i + 1)-й разряд уменьшается на 1

Рассмотрим правило вычитания в двоичной системе счисления на примере.

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/c8c3d997-864f-4198-8683-08ee4e1385bc.png

Рассмотрим правило вычитания в троичной системе счисления, где q=3

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/5d144ff6-aa76-4c46-9639-761df8ccad73.png

1.   1 ≥ 0
записываем 1 – 0 = 1 под 1-м разрядом

2.   0 < 1
записываем 3 + 0 – 1 = 2 под 2-м разрядом,
делая заем в 3-м разряде

3.   0 < 2
записываем 3 + 0 – 2 = 1 под 3-м разрядом,
делая заем в 4-м разряде

4.   0 = 0
записываем 0 под 4-м разрядом

5.   0 < 1
записываем 3 + 0 – 1 = 2 под 5-м разрядом,
делая заем в 6-м разряде

В восьмеричной и шестнадцатеричной системе выполним вычитание.

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/9426f1ad-dc52-49d5-aba6-e35c7845980c.png

Как же выполняется умножение чисел в системе счисления с основанием q? Если мы рассмотрим таблицы умножения в двоичной, троичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, то увидим, что алгоритм умножения точно такой же, как и в десятичной системе.

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/2354b65d-3f97-4d63-91c8-1a933c42cf5d.png

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/7b6f3bac-e1e2-41e1-b300-d8e2bd404222.png

Чтобы в системе счисления q получить произведение M многозначного числа A и однозначного числа b, надо вычислить произведения b и цифр числа A по разрядам i:

1.   если ai · b <q, то mi = ai · b,
старший (i + 1)-й разряд не изменяется

2.   если ai · b ≥ q, то mi = ai · b mod q,
старший (i + 1)-й разряд увеличивается на a
i · b div q

Рассмотрим примеры:

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/bf271eab-40d4-4387-a492-bab32bf613d0.png

— 2 · 2 = 4 ≥ 3
записываем 4 mod 3 = 1 под 1-м разрядом,
2-й разряд увеличиваем на 4 div 3 = 1

— 1 · 2 + 1 = 3 ≥ 3
записываем 3 mod 3 = 0 под 2-м разрядом,
3-й разряд увеличиваем на 3 div 3 = 1

— 2 · 2 + 1 = 3 ≥ 3
записываем 5 mod 3 = 2 под 3-м разрядом,
4-й разряд увеличиваем на 5 div 3 = 1

— 2 · 1 + 1 = 3 ≥ 3
записываем 3 mod 3 = 0 под 4-м разрядом
и в 5-й разряд записываем 3 div 3 = 1

По этому алгоритму выполним умножение в других системах счисления.

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/9f2d5baa-c744-4a5a-9341-8a4a50f6f8df.png

Умножение многозначного числа на многозначное число выполняется столбиком. При этом два множителя располагаются один под другим так, чтобы разряды чисел совпадали (находились в одном столбце). Посмотрим пример в двоичной системе счисления.

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/e2541d37-e2a8-4a83-862a-09f04ac075c3.png

Деление нельзя свести к поразрядным операциям над цифрами, составляющими число. Деление чисел в системе счисления с произвольным основанием q выполняется так же, как и в десятичной системе счисления. А значит, нам понадобятся правила умножения и вычитания чисел в системе счисления с основанием q. Давайте разберем деление в двоичной системе.

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/7a7efb08-2da4-442a-9725-11f2b40bdbe0.png

И попробуем поделить в восьмеричной системе счисления.

В числе 2338 поместится 2 ∙ 738 = 1668

В числе 4568 поместится 5 ∙ 738 = 4478

В числе 738 поместится 1 ∙ 738 = 738

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/5a0eb4eb-070f-4763-b867-cfd5c6d36b17.png

Теперь мы знаем, как производится арифметика в двоичной системе счисления. Используя таблицы, мы можем решить любой пример.

Давайте рассмотрим пример:

Задание 1. Найдём количество единиц в двоичной записи числа, являющегося результатом десятичного выражения

24000 + 42016 + 22018 – 8600 + 6

Решение:

Представим все операнды исходного выражения в виде степеней двойки:

Исходное выражение 24000 + 42016 + 22018 – 8600 + 6

примет вид 24000 + 24032 + 22018 – 21800 + 2+ 21

Перепишем выражение в порядке убывания степеней: 24032 + 24000 + 22018 – 21800 + 22 + 21

Для работы с десятичными числами вида 2n полезно иметь в виду следующие закономерности в их двоичной записи:

21 = 10 = 1 + 1; 22 = 100 = 11 + 1; 23 = 1000 = 111 + 1; …

В общем виде Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/75aa69aa-b83d-45fe-95b5-d378845e2506.png

Для натуральных n и m таких, что n > m, получаем:

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/73ef8f86-4412-4855-baa5-98b9ff6b4387.png

Эти соотношения позволят подсчитать количество «1» в выражении без вычислений. Двоичные представления чисел 24032 и 24000 внесут в двоичное представление суммы по одной «1». Разность 22018 – 21800 в двоичной записи представляет собой цепочку из 218 единиц и следующих за ними 1800 нулей. Слагаемые 2и 21 дают ещё 2 единицы.

Так как в задаче надо найти единицы, то получаем:

Итого: 1 + 1 + 218 + 1 + 1 = 222.

Давайте разберем еще одну задачу.

Найдём количество цифр в восьмеричной записи числа, являющегося результатом десятичного выражения: 2299 + 2298 + 2297 + 2296.

Решение:

Двоичное представление исходного числа имеет вид: Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/971667fc-f277-4c19-8e7f-400d8478d1a4.png

Всего в этой записи 300 двоичных символов. При переводе двоичного числа в восьмеричную систему счисления каждая триада исходного числа заменяется восьмеричной цифрой. Следовательно, восьмеричное представление исходного числа состоит из 100 цифр.

Ответ: 100 цифр

Итак, сегодня вы узнали, что арифметические операции в позиционных системах счисления с основанием q выполняются по правилам, аналогичным правилам, действующим в десятичной системе счисления. Если необходимо вычислить значение арифметического выражения, операнды которого представлены в различных системах счисления, можно:

1.   все операнды представить в привычной нам десятичной системе счисления;

2.   вычислить результат выражения в десятичной системе счисления;

3.   перевести результат в требуемую систему счисления.

Для работы с десятичными числами вида 2n, полезно иметь ввиду следующие закономерности в их двоичной записи:

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/54948939-1f16-4c4b-8e74-c35ca192046f.png

Для натуральных n и m таких, что n > m, получаем:

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/d26f8b0d-1853-4e37-b2bf-94e79f3c6773.png

Тренировочный модуль.

1 задание

Выберите выражения, значения которых одинаковые.Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/80de01ab-0a6b-4e86-8799-0162e00e5f3f.png

Возьми карандаш и подчеркни результат сложения

14+ 325

22103435 1015

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/22d03dba-5bb8-4eea-9d5b-159e6c097a71.png

Реши кросснамбер

Описание: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5423/20190202115354/OEBPS/objects/c_info_10_9_1/3348d976-95ea-4e69-86ec-fb237efb59a5.png

По вертикали:

1. Найди сумму и запиши в двоичной системе счисления 153+ F916

3. Найди произведение и запиши в двоичной системе счисления 122* 112

6. Выполни операцию деления 10010000/ 11002

7. Реши пример, ответ запиши в десятичной системе счисления (564+ 2348) * C16

По горизонтали:

2. Разность двоичных чисел 11001100 - 11111

4. Найти разность 167– 568

5. Выполнить операцию деления 416128 / 128

8. Найти разность 12E16 – 7916 ответ запиши в десятичной системе счисления

Проверь себя

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Информатика группа 201.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 28.04.2021г

История . Группа 403.17.12.2021.Конспект прислать фото отчетом

История . Группа 401.01.12.2021. Конспект прислать фото отчетом