Информационные технологии группа 506.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 10.11.2022 г.

 

Предлагаемый материал представляет лабораторные работы по теме: «Электронные таблицы Excel».

Рассматриваемая тема представляет наибольший интерес при приобретении пользовательских навыков. Главная идея, положенная в основу этой работы, состоит в том, что компьютер должен помочь студенту в изучении сопутствующих предметов, в том числе, математики, химии, физики и т.д. Целью обучения является развитие у студентов устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов, которые наиболее типичны и распространены в областях, связанных с информационными технологиями. Одним из таких подходов является объектно-ориентированный подход, который подразумевает умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу "из чего состоит, и что можно с ним делать".

Изучение электронных таблиц планируется, после того, как изучены основы пользовательского интерфейса, текстовый и графический редакторы. Тогда учащимся уже будут знакомы основные элементы интерфейса среды, школьники не будут испытывать затруднений в освоении таких операций, как загрузка файла, копирование и перемещение данных, сохранение файла. Это позволит меньше времени затратить на освоение программной среды и уделить больше внимания ее практическому применению к решению задач.

Изучение темы преследует следующие цели:

  • знакомство с числовой информацией, различными способами представления чисел;
  • знакомство с основами машинной арифметики;
  • освоение табличного способа организации данных;
  • научиться выделять и распознавать объекты в среде электронных таблиц, изменять их характеристики, оперировать объектами;
  • развитие алгоритмического стиля мышления;
  • научиться реализовывать алгоритмы решения задач в среде электронных таблиц.

Процесс обучения ребенка тесно связан с формированием его личности, которое идет вместе с психологическим развитием. Основное условие этого развития - деятельность, то есть учебно-познавательная деятельность школьника влияет на его психическое развитие.

В частности, на уроках информатики учащиеся осваивают составление алгоритмов, учатся планировать свою деятельность с некоторыми объектами, что оказывает влияние на развитие логического мышления, умение систематизировать полученные знания, концентрацию внимания.

Умение планировать деятельность с объектами вырабатывается от урока к уроку в процессе решения задач, двигаясь «от простого к сложному». Очень важным умением является умение анализировать условие задачи, переходить от описания конкретной ситуации к объектам, описывающим эту ситуацию. Все это оказывает влияние на способность абстрагироваться от конкретных числовых значений к абстрактным объектам.

Лабораторный практикум предназначен для сопровождения уроков по теме: «Электронные таблицы Excel». Предполагается работа за компьютером, после каждой лекции. В конце каждой лабораторной работы приведены вопросы для самоконтроля по теме. Помимо этого имеются контрольные листы с заданиями для самостоятельной работы, по которым выставляются итоговые оценки по теме.

В качестве среды электронных таблиц используется Microsoft Excel. Учащимся необходимо умение работать в среде Windows, а также в текстовом редакторе.

Поэтому в начале необходимо вспомнить общие принципы работы различных программ.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

Учащиеся должны знать:

  • Что такое ЭТ и табличный процессор;
  • Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • Какие типы данных заносятся в ЭТ;
  • Понятие активной ячейки, ее адрес, ссылка на нее;
  • Как табличный процессор работает с формулами;
  • Основные функции (используются в ЭТ);
  • Понятие абсолютной и относительной ссылки;
  • Графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • Редактировать содержимое ячеек;
  • Осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
  • Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • Связывать данные между листами;
  • Производить сортировку данных;
  • Создавать электронную таблицу для нескольких расчетов.

Содержание

 

  1. Введение
  2. Лабораторные работы:

№ 1 Тема: Оформление рабочего листа.

№ 2 Тема: Ввод и редактирование формул.

№ 3 Тема: Использование функций в табличном процессоре MS EXCEL

№ 4 Тема: Использование абсолютных и относительных ссылок. Построение диаграмм

№ 5 Тема: Использование логических функций в формулах

№ 6 Тема: Графическая обработка табличных данных.

№ 7 Тема: Построение и оформление графиков математических функций.

№ 8 Тема: Оформление расчетной таблицы.

№ 9 Тема :Простейшие вычисления в таблице, вставка рисунков в таблицу

№ 10 Тема: Сортировка данных в ЭТ.

№ 11 Тема: Составление итоговых отчётов

№ 12 Тема: Выбор данных с помощью Автофильтра

№ 13 Тема: Составление консолидированных отчётов

  1. Контрольные листы:

№ 1 Тема: Создание расчетных таблиц

№ 2 Тема. Обработка данных

№ 3 Тема: Ввод формулы

№ 4 Тема: Абсолютные и смешанные ссылки

№5 Тема: Организация работы со списками

№ 6 Тема: Создание и редактирование диаграмм

Лабораторная работа № 1

Тема: Оформление рабочего листа.

 

Цель работы: получение начальных навыков в среде Microsoft Excel:

  • правила заполнения ЭТ данными;
  • редактирование данных в ячейке; работа с основным объектом таблицы – ячейкой (выделение, копирование, перемещение, удаление);
  • оформление ЭТ;
  • знакомство с форматами данных в ячейке и форматирование таблицы.

 

Порядок выполнения работы:

Задание 1

  • Заполните таблицу следующими данными:

 

А

В

С

D

E

F

G

1

Наименование

2

Ручки

3

Пенал

4

Ластик

5

Линейка

6

7

8

9

10

11

12

13

 

  • Выделите столбец В (чтобы выделить весь столбец, надо щелкнуть мышкой на его заголовок), и выполните заливку столбца желтым цветом.
  • Выделите строку 3 (чтобы выделить всю строку, надо щелкнуть мышкой на ее номер) и выполните заливку строки красным цветом.
  • Выделите диапазон ячеек D6:G12 (чтобы выделить диапазон ячеек надо нажать мышку в первой ячейке заданного диапазона, и не отпуская клавишу, переместить курсор на последнюю ячейку диапазона), и выполните заливку этой группы ячеек зеленым цветом.
  • Выделите диапазон ячеек А1:G13 и выделите внешние границы таблицы толстой линией, найдя соответствующую кнопку на панели инструментов.
  • Сохраните файл в папке Мои документы \ TAB.xls

 

 

Задание 2

  • Создайте и установите следующие форматы данных в ячейках:

№ - общий формат

Дата - формат Дата

Название – текстовый формат

Количество – числовой формат

Цена – денежный формат

Доля в % - процентный формат.

 

Дата

Название

Количество

Цена

Доля в %

1

25.02.02

Книги

25

2558р

35%

 

  • Заполните пять строк таблицы по образцу в соответствии с выбранным форматом (наименование товара, дату, количество, цену и долю в % придумайте сами).
  • После заполнения таблицы выполните команду Формат \ Автоформат. Выберите понравившийся формат для вашей таблицы.
  • Сохраните файл в папке Мои документы \ TAB1.xls
  • Убедитесь, что таблица сохранена на диске.
  • Покажите результаты вашей работы преподавателю для проверки.

 

 

 

Проверь себя:

    1. Как определяется адрес ячейки?
    2. Как выделить ячейку, столбец, строку?
    3. Назовите элементы окна Excel, неизвестные вам ранее?
    4. Какие форматы ячеек вы знаете?

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2

Тема: Ввод и редактирование формул.

 

Цель работы: Приобретение навыков работы с основным инструментом таблицы - формулами:

  • правила ввода формул;
  • понятия функций в ЭТ;
  • ввод формул с помощью мастера;
  • работа с формулами как с объектом ЭТ и основные действия над ними: выделение, копирование, вставка.

 

Порядок выполнения работы:

Задание

  • Создайте таблицу по следующему образцу:

 

Радиус, см

Площадь окружности

S, см2

Длина окружности,

см

1

 

 

3

 

 

5

 

 

 

  • Вставьте в соответствующие ячейки таблицы необходимые формулы по следующим правилам:

начиная со знака равенства =;

Например: ¶R2→ R*R или функция степень;

  1. таблицу для нахождения площади круга и длины окружности заданного радиуса.
  2. таблицу для нахождения площади треугольника по заданным основанию и высоте.
  3. таблицу для нахождения площади трапеции по заданным основаниям и высоте.
  4. таблицу для вычисления массы тела по заданным объему и плотности.
  • Площадь круга: S=p * R2
  • Длина окружности: L=2* p *R
  • Площадь треугольника S=0.5 * a * h
  • Площадь трапеции S= 0.5 * (a + b) * h
  • Масса тела m=r * V

Проверь себя:

    1. Как ввести формулу?
    2. Как отредактировать формулу?
    3. Как распространить формулу?
    4. Как вставить формулу с помощью Мастера функций?

 

Лабораторная работа № 6

Тема: Графическая обработка табличных данных.

Цель работы: Освоение графического представления данных рабочего листа:

  • получить представление и научиться строить диаграммы различных типов для готовой ЭТ;
  • освоить правила оформления диаграмм (использование легенды, меток и заголовки осей).

 

Порядок выполнения работы:

Задание 1

  1. Откройте файл poezd.xls
  2. Создайте столбчатую диаграмму распределения времени стоянки по станциям. Для этого выполните следующие действия:
    • Выделите диапазон ячеек А3:В11;
    • Выполните команду Вставка / Диаграмма;
    • В появившемся окне выберите тип диаграммы Гистограмма. Выберите обычную гистограмму из списка и нажмите кнопку Далее;
    • Посмотрите, какой вид будет иметь гистограмма. Определите, какие значения будут показаны по оси X, а какие по оси Y. Нажмите кнопку Далее;
    • Выберите вкладку Заголовки и в строку Название диаграммы введите «Распределение времени стоянок по станциям»;
    • В строку «Ось Х категорий» введите «Станции»; в строку «Ось Y категорий» введите «Время стоянки»;
    • Нажмите кнопку Готово.

 

 

 

  1. Измените положение диаграммы на рабочем листе таким образом, чтобы она не закрывала таблицу.
  2. Измените шрифт заголовка. Для этого:
    • Выберите мышью заголовок;
    • Вызовите контекстное меню;
    • Выполните в нем команду Шрифт;
    • В появившемся диалоговом окне Шрифт и начертание для заголовка установите следующие параметры:
    • Шрифт Courier New Cyr;
    • Размер 14;
    • Цвет Синий;
    • Начертание: Полужирный
    • Подтвердите исполнение, нажав ОК.
  1. Убедитесь, что легенда не закрывает область заголовка, в противном случае передвиньте ее, или уменьшите размер, щелкнув, по ней мышкой и выполните необходимые преобразования.
  2. Измените масштаб диаграммы по вертикали. Для этого щелкните мышкой непосредственно по диаграмме, и измените ее размер по вертикали.
  3. Ваш лист должен приобрести следующий вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание: https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/16/s_58538d3c61e42/508150_1.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2

  1. Откройте файл pereezd.xls
  2. Создайте круглую объемную диаграмму распределения времени в пути. Для этого:
    • Выделите диапазон ячеек А2:В9;
    • Выполните команду Вставка / Диаграмма;
    • В появившемся окне выберите тип диаграммы Круговая. Выберите Объемный вариант круговой диаграммы и нажмите кнопку Далее;
    • Установите переключатель Ряды / в столбцах. Посмотрите, какой вид будет иметь гистограмма. Нажмите кнопку Далее;
    • Выберите вкладку Заголовки и в строку Название диаграммы введите «Распределение времени в пути»;
    • Выберите вкладку Подписи данных и установите переключатель подписи значений в положение Значения. Убедитесь, что вы видите время, затраченное на переезд. Переставьте переключатель в положение Доля. Теперь вы видите долю в процентах от общего времени, затраченную на переезд по данному участку;
    • Нажмите кнопку Готово.
  3. Отредактируйте область диаграммы таким образом, чтобы легенда была видна полностью, но не закрывала при этом область заголовка диаграммы. Для этого
    • Расположите диаграмму под таблицей;
    • Уменьшите шрифт легенды (щелкнув по легенде правой кнопкой мыши вызовите контекстное меню);
    • Переместите легенду так, чтобы она не закрывала заголовок.
  4. Выделите заголовок диаграммы красным цветом.
  5. Ваш лист должен приобрести следующий вид:

 

Описание: https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/16/s_58538d3c61e42/508150_2.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверь себя:

  1. Как создать диаграмму на рабочем листе с таблицей?
  2. По какому принципу выбрать тип диаграмм?
  3. Как войти в режим редактирования диаграмм и какие изменения можно внести?

 

Лабораторная работа №3

Тема: Использование функций в табличном процессоре

MS EXCEL

Цель работыДать понятие функции и ознакомление с некоторыми из них:

  • дать понятие виды функций, привести примеры по каждому из них;
  • научиться применять функции при решении различных задач.

 

Порядок выполнения работы:

Задание 1

    1. Заполнить таблицу по образцу (см. рис 1)., используя маркер заполнения.

Описание: https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/16/s_58538d3c61e42/508150_3.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1

    1. В ячейку В3 ввести формулу, используя математическую

функцию степень (см. рисунок).

    1. Скопировать формулу при помощи маркера заполнения на все ячейки.
    2. Построить график функции, используя точечную диаграмму, добавив заголовок, легенду, подписи.
    3. Сохранить файл под именем GRAF.

 

Задание 2

 

  1. Заполните таблицу по предлагаемому образцу (см. рис2).
  2. Установите денежный формат данных

в диапазоне ячеек В3:В8 и введите цену на каждый предмет из набора первогруппаника.

  1. Дополните предлагаемый список наименованием предметов своими данными.
  2. Рассчитайте стоимость каждого наименования товара по соответствующей формуле.
  3. Просчитайте итоговую сумму всего набора для первогруппаника.
  4. Отформатируйте таблицу по образцу (см. рис2).
  5. Сохранить файл под именем NABOR.

 

Описание: https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/16/s_58538d3c61e42/508150_4.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3

 

  1. Введите фамилии и рост учеников группаа.

 

Описание: https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/16/s_58538d3c61e42/508150_5.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Используя статистические функции нахождения максимального и минимального значений, найдите рост самого высокого и самого низкого ученика в группае.
  2. Отформатируйте таблицу.
  3. Постройте гистограмму и по ее данным определите рост самого высокого и самого низкого ученика в группае.
  4. Сравните полученные результаты.

 

Описание: https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/16/s_58538d3c61e42/508150_6.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4

В таблицу занесены адреса учащихся таким образом, что фамилия, город, улица, номер дома и номер квартиры находятся в отдельных столбцах. Необходимо разослать всем учащимся письма. Чтобы распечатать адреса на конвертах на принтере, необходимо получить полный адрес в одной ячейке. Для этого:

  1. Заполните таблицу по образцу, кроме столбца «Наклейка на конверт».

 

Описание: https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/16/s_58538d3c61e42/508150_7.png

 

 

 

 

 

 

 

  1. Используя текстовую функцию СЦЕПИТЬ получите наклейку на конверте. Чтобы слова были разделены пробелами и запятыми, пробелы и запятые вносят в функцию в кавычках (например вот так “, “).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Информатика группа 201.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 28.04.2021г

История . Группа 403.17.12.2021.Конспект прислать фото отчетом

История . Группа 401.01.12.2021. Конспект прислать фото отчетом