Информационные технологии группа 506.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 10.11.2022 г.
Предлагаемый материал представляет лабораторные работы по теме:
«Электронные таблицы Excel».
Рассматриваемая тема представляет наибольший интерес при приобретении
пользовательских навыков. Главная идея, положенная в основу этой работы,
состоит в том, что компьютер должен помочь студенту в изучении сопутствующих
предметов, в том числе, математики, химии, физики и т.д. Целью обучения
является развитие у студентов устойчивых навыков решения задач с применением
таких подходов, которые наиболее типичны и распространены в областях, связанных
с информационными технологиями. Одним из таких подходов является
объектно-ориентированный подход, который подразумевает умение объединять
отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки
предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение
описывать предмет по принципу "из чего состоит, и что можно с ним
делать".
Изучение электронных таблиц планируется, после того, как изучены основы
пользовательского интерфейса, текстовый и графический редакторы. Тогда учащимся
уже будут знакомы основные элементы интерфейса среды, школьники не будут
испытывать затруднений в освоении таких операций, как загрузка файла,
копирование и перемещение данных, сохранение файла. Это позволит меньше времени
затратить на освоение программной среды и уделить больше внимания ее
практическому применению к решению задач.
Изучение темы преследует следующие цели:
- знакомство с числовой
информацией, различными способами представления чисел;
- знакомство с основами машинной
арифметики;
- освоение табличного способа
организации данных;
- научиться выделять и
распознавать объекты в среде электронных таблиц, изменять их
характеристики, оперировать объектами;
- развитие алгоритмического стиля
мышления;
- научиться реализовывать
алгоритмы решения задач в среде электронных таблиц.
Процесс обучения ребенка тесно связан с формированием его личности, которое
идет вместе с психологическим развитием. Основное условие этого развития -
деятельность, то есть учебно-познавательная деятельность школьника влияет на
его психическое развитие.
В частности, на уроках информатики учащиеся осваивают составление
алгоритмов, учатся планировать свою деятельность с некоторыми объектами, что
оказывает влияние на развитие логического мышления, умение систематизировать
полученные знания, концентрацию внимания.
Умение планировать деятельность с объектами вырабатывается от урока к уроку
в процессе решения задач, двигаясь «от простого к сложному». Очень
важным умением является умение анализировать условие задачи, переходить от
описания конкретной ситуации к объектам, описывающим эту ситуацию. Все это
оказывает влияние на способность абстрагироваться от конкретных числовых
значений к абстрактным объектам.
Лабораторный практикум предназначен для сопровождения уроков по теме:
«Электронные таблицы Excel». Предполагается работа за компьютером, после каждой
лекции. В конце каждой лабораторной работы приведены вопросы для самоконтроля
по теме. Помимо этого имеются контрольные листы с заданиями для самостоятельной
работы, по которым выставляются итоговые оценки по теме.
В качестве среды электронных таблиц используется Microsoft Excel. Учащимся
необходимо умение работать в среде Windows, а также в текстовом редакторе.
Поэтому в начале необходимо вспомнить общие принципы работы различных
программ.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Учащиеся должны знать:
- Что такое ЭТ и табличный
процессор;
- Основные информационные единицы
ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- Какие типы данных заносятся в
ЭТ;
- Понятие активной ячейки, ее
адрес, ссылка на нее;
- Как табличный процессор
работает с формулами;
- Основные функции (используются
в ЭТ);
- Понятие абсолютной и
относительной ссылки;
- Графические возможности
табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
- Открывать готовую электронную
таблицу в одном из табличных процессоров;
- Редактировать содержимое ячеек;
- Осуществлять расчеты по готовой
электронной таблице;
- Выполнять основные операции
манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка,
сортировка;
- Получать диаграммы с помощью
графических средств табличного процессора;
- Связывать данные между листами;
- Производить сортировку данных;
- Создавать электронную таблицу
для нескольких расчетов.
Содержание
- Введение
- Лабораторные работы:
№ 1 Тема: Оформление рабочего листа.
№ 2 Тема: Ввод и редактирование формул.
№ 3 Тема: Использование функций в табличном процессоре MS EXCEL
№ 4 Тема: Использование абсолютных и относительных ссылок. Построение
диаграмм
№ 5 Тема: Использование логических функций в формулах
№ 6 Тема: Графическая обработка табличных данных.
№ 7 Тема: Построение и оформление графиков математических функций.
№ 8 Тема: Оформление расчетной таблицы.
№ 9 Тема :Простейшие вычисления в таблице, вставка рисунков в таблицу
№ 10 Тема: Сортировка данных в ЭТ.
№ 11 Тема: Составление итоговых отчётов
№ 12 Тема: Выбор данных с помощью Автофильтра
№ 13 Тема: Составление консолидированных отчётов
- Контрольные листы:
№ 1 Тема: Создание расчетных таблиц
№ 2 Тема. Обработка данных
№ 3 Тема: Ввод формулы
№ 4 Тема: Абсолютные и смешанные ссылки
№5 Тема: Организация работы со списками
№ 6 Тема: Создание и редактирование диаграмм
Лабораторная работа № 1
Тема: Оформление рабочего листа.
Цель работы: получение начальных навыков в среде Microsoft Excel:
- правила заполнения ЭТ данными;
- редактирование данных в ячейке;
работа с основным объектом таблицы – ячейкой (выделение, копирование,
перемещение, удаление);
- оформление ЭТ;
- знакомство с форматами данных в
ячейке и форматирование таблицы.
Порядок выполнения работы:
Задание 1
- Заполните таблицу следующими
данными:
А |
В |
С |
D |
E |
F |
G |
|
1 |
Наименование |
||||||
2 |
Ручки |
||||||
3 |
Пенал |
||||||
4 |
Ластик |
||||||
5 |
Линейка |
||||||
6 |
|||||||
7 |
|||||||
8 |
|||||||
9 |
|||||||
10 |
|||||||
11 |
|||||||
12 |
|||||||
13 |
- Выделите столбец В (чтобы
выделить весь столбец, надо щелкнуть мышкой на его заголовок), и выполните
заливку столбца желтым цветом.
- Выделите строку 3 (чтобы
выделить всю строку, надо щелкнуть мышкой на ее номер) и выполните заливку
строки красным цветом.
- Выделите диапазон ячеек D6:G12
(чтобы выделить диапазон ячеек надо нажать мышку в первой ячейке заданного
диапазона, и не отпуская клавишу, переместить курсор на последнюю ячейку
диапазона), и выполните заливку этой группы ячеек зеленым цветом.
- Выделите диапазон ячеек А1:G13
и выделите внешние границы таблицы толстой линией, найдя соответствующую
кнопку на панели инструментов.
- Сохраните файл в папке Мои
документы \ TAB.xls
Задание 2
- Создайте и установите следующие
форматы данных в ячейках:
№ - общий формат
Дата - формат Дата
Название – текстовый формат
Количество – числовой формат
Цена – денежный формат
Доля в % - процентный формат.
№ |
Дата |
Название |
Количество |
Цена |
Доля в % |
1 |
25.02.02 |
Книги |
25 |
2558р |
35% |
- Заполните пять строк таблицы по
образцу в соответствии с выбранным форматом (наименование товара, дату,
количество, цену и долю в % придумайте сами).
- После заполнения таблицы
выполните команду Формат \ Автоформат. Выберите понравившийся формат для
вашей таблицы.
- Сохраните файл в папке Мои
документы \ TAB1.xls
- Убедитесь, что таблица
сохранена на диске.
- Покажите результаты вашей
работы преподавателю для проверки.
Проверь себя:
- Как определяется адрес ячейки?
- Как выделить ячейку, столбец,
строку?
- Назовите элементы окна Excel,
неизвестные вам ранее?
- Какие форматы ячеек вы знаете?
Лабораторная работа № 2
Тема: Ввод и редактирование формул.
Цель работы: Приобретение навыков работы с основным инструментом таблицы -
формулами:
- правила ввода формул;
- понятия функций в ЭТ;
- ввод формул с помощью мастера;
- работа с формулами как с
объектом ЭТ и основные действия над ними: выделение, копирование, вставка.
Порядок выполнения работы:
Задание
- Создайте таблицу по следующему
образцу:
Радиус, см |
Площадь окружности S, см2 |
Длина окружности, см |
1 |
|
|
3 |
|
|
5 |
|
|
- Вставьте в соответствующие
ячейки таблицы необходимые формулы по следующим правилам:
начиная со знака равенства =;
Например: ¶R2→ R*R или функция степень;
- таблицу для нахождения площади
круга и длины окружности заданного радиуса.
- таблицу для нахождения площади
треугольника по заданным основанию и высоте.
- таблицу для нахождения площади
трапеции по заданным основаниям и высоте.
- таблицу для вычисления массы
тела по заданным объему и плотности.
- Площадь круга: S=p * R2
- Длина окружности: L=2* p *R
- Площадь треугольника S=0.5 * a
* h
- Площадь трапеции S= 0.5 * (a +
b) * h
- Масса тела m=r * V
Проверь себя:
- Как ввести формулу?
- Как отредактировать формулу?
- Как распространить формулу?
- Как вставить формулу с помощью
Мастера функций?
Лабораторная работа № 6
Тема: Графическая обработка табличных
данных.
Цель работы: Освоение графического представления данных
рабочего листа:
- получить представление и
научиться строить диаграммы различных типов для готовой ЭТ;
- освоить правила оформления
диаграмм (использование легенды, меток и заголовки осей).
Порядок выполнения работы:
Задание 1
- Откройте файл poezd.xls
- Создайте столбчатую диаграмму
распределения времени стоянки по станциям. Для этого выполните следующие
действия:
- Выделите диапазон ячеек
А3:В11;
- Выполните команду Вставка /
Диаграмма;
- В появившемся окне выберите
тип диаграммы Гистограмма. Выберите обычную гистограмму из списка и
нажмите кнопку Далее;
- Посмотрите, какой вид будет
иметь гистограмма. Определите, какие значения будут показаны по оси X, а
какие по оси Y. Нажмите кнопку Далее;
- Выберите вкладку Заголовки и в
строку Название диаграммы введите «Распределение времени стоянок по
станциям»;
- В строку «Ось Х категорий»
введите «Станции»; в строку «Ось Y категорий» введите «Время стоянки»;
- Нажмите кнопку Готово.
- Измените положение диаграммы на
рабочем листе таким образом, чтобы она не закрывала таблицу.
- Измените шрифт заголовка. Для
этого:
- Выберите мышью заголовок;
- Вызовите контекстное меню;
- Выполните в нем команду Шрифт;
- В появившемся диалоговом окне
Шрифт и начертание для заголовка установите следующие параметры:
- Шрифт Courier New Cyr;
- Размер 14;
- Цвет Синий;
- Начертание: Полужирный
- Подтвердите исполнение, нажав
ОК.
- Убедитесь, что легенда не
закрывает область заголовка, в противном случае передвиньте ее, или
уменьшите размер, щелкнув, по ней мышкой и выполните необходимые
преобразования.
- Измените масштаб диаграммы по
вертикали. Для этого щелкните мышкой непосредственно по диаграмме, и
измените ее размер по вертикали.
- Ваш лист должен приобрести
следующий вид:
Задание 2
- Откройте файл pereezd.xls
- Создайте круглую объемную
диаграмму распределения времени в пути. Для этого:
- Выделите диапазон ячеек А2:В9;
- Выполните команду Вставка /
Диаграмма;
- В появившемся окне выберите
тип диаграммы Круговая. Выберите Объемный вариант круговой диаграммы и
нажмите кнопку Далее;
- Установите переключатель Ряды
/ в столбцах. Посмотрите, какой вид будет иметь гистограмма. Нажмите
кнопку Далее;
- Выберите вкладку Заголовки и в
строку Название диаграммы введите «Распределение времени в пути»;
- Выберите вкладку Подписи
данных и установите переключатель подписи значений в положение Значения.
Убедитесь, что вы видите время, затраченное на переезд. Переставьте переключатель
в положение Доля. Теперь вы видите долю в процентах от общего времени,
затраченную на переезд по данному участку;
- Нажмите кнопку Готово.
- Отредактируйте область
диаграммы таким образом, чтобы легенда была видна полностью, но не
закрывала при этом область заголовка диаграммы. Для этого
- Расположите диаграмму под
таблицей;
- Уменьшите шрифт легенды
(щелкнув по легенде правой кнопкой мыши вызовите контекстное меню);
- Переместите легенду так, чтобы
она не закрывала заголовок.
- Выделите заголовок диаграммы
красным цветом.
- Ваш лист должен приобрести
следующий вид:
Проверь себя:
- Как создать диаграмму на
рабочем листе с таблицей?
- По какому принципу выбрать тип
диаграмм?
- Как войти в режим
редактирования диаграмм и какие изменения можно внести?
Лабораторная работа №3
Тема: Использование функций в табличном
процессоре
MS EXCEL
Цель работы: Дать понятие функции и ознакомление с
некоторыми из них:
- дать понятие виды функций,
привести примеры по каждому из них;
- научиться применять функции при
решении различных задач.
Порядок выполнения работы:
Задание 1
- Заполнить таблицу по образцу
(см. рис 1)., используя маркер заполнения.
Рис. 1
- В ячейку В3 ввести формулу,
используя математическую
функцию степень (см. рисунок).
- Скопировать формулу при помощи
маркера заполнения на все ячейки.
- Построить график функции,
используя точечную диаграмму, добавив заголовок, легенду, подписи.
- Сохранить файл под именем
GRAF.
Задание 2
- Заполните таблицу по
предлагаемому образцу (см. рис2).
- Установите денежный формат
данных
в диапазоне ячеек В3:В8 и введите цену на каждый предмет из набора
первогруппаника.
- Дополните предлагаемый список
наименованием предметов своими данными.
- Рассчитайте стоимость каждого
наименования товара по соответствующей формуле.
- Просчитайте итоговую сумму
всего набора для первогруппаника.
- Отформатируйте таблицу по
образцу (см. рис2).
- Сохранить файл под именем
NABOR.
Рис.2
Задание 3
- Введите фамилии и рост учеников
группаа.
- Используя статистические
функции нахождения максимального и минимального значений, найдите рост
самого высокого и самого низкого ученика в группае.
- Отформатируйте таблицу.
- Постройте гистограмму и по ее
данным определите рост самого высокого и самого низкого ученика в группае.
- Сравните полученные результаты.
Задание 4
В таблицу занесены адреса учащихся таким образом, что фамилия, город,
улица, номер дома и номер квартиры находятся в отдельных столбцах. Необходимо
разослать всем учащимся письма. Чтобы распечатать адреса на конвертах на
принтере, необходимо получить полный адрес в одной ячейке. Для этого:
- Заполните таблицу по образцу,
кроме столбца «Наклейка на конверт».
- Используя текстовую
функцию СЦЕПИТЬ получите наклейку на конверте. Чтобы
слова были разделены пробелами и запятыми, пробелы и запятые вносят в
функцию в кавычках (например вот так “, “).
Комментарии
Отправить комментарий