Информационные технологии группа 505.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 29.11.2022 г.

 1.    Теоретические сведения о табличном процессоре Microsoft Excel

 

1.    Возможности электронных таблиц

Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведения расчетов вручную или специального программирования.

Электронные таблицы позволяют в различных областях науки (экономика, физика, математика и т.д.), в том числе и прикладных (техника, электроника, машиностроение и т.д.) следующее:

· решать различные вычислительные задачи (численные решения дифференциальных, интегральных, матричных систем уравнений, а также решение задач линейного программирования и многое другое);

· решать задачи моделирования (на основе аппарата решения задач линейного программирования выбирать оптимальный вариант во многих экономических задачах и задачах планирования, многократно рассчитывать по формулам различные величины и строить зависимости их значений от параметров);

· осуществлять обработку данных, таких, как статистический анализ, построение диаграмм, ведение баз данных.

Кроме того, табличные процессоры позволяют:

· в удобной форме представлять разнообразные сведения (применять различные шрифты, начертания, цвета, эффекты оформления);

· автоматизировать экономическо-финансовую деятельность;

· выполнять простейшие математические операции и вычислять значения математических функций;

· строить различные графики и диаграммы;

 

· вести коллективную работу различным пользователям через локальные и глобальные сети;

· внедрять элементы изображений, звука, видео;

· автоматизировать выполнение операций и расчетов с помощью макросов и программных вставок.

 

1.    Окно Microsoft Excel 2007

Многооконная организация MS Excel позволяет одновременно работать с несколькими книгами, каждая из которых расположена в своем окне. При введении данных в таблицу, построении диаграмм пользователь работает с активным документом в активном окне. Для перехода к окну другой книги необходимо щелкнуть на ее имени на Панели задач или выбрать на вкладке Вид в группе Окно команду Перейти в другое окно, которое содержит список открытых документов.

 

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_1.png

Рис.1. Окно программы Microsoft Excel 2007

 

Рабочая книга – это основной документ, используемый MS Excel для хранения и обработки данных. Рабочая книга состоит из отдельных рабочих листов, каждый из которых может содержать данные.

Рабочий лист служит для организации и анализа данных (построение расчетных таблиц, диаграмм, работа с базами данных и т.д.). Работать одновременно можно сразу с несколькими листами: вводить, редактировать, производить с данными вычисления (имена листов выводятся на ярлыках в нижней части экрана). По умолчанию каждая вновь созданная рабочая книга содержит 3 рабочих листа.

Ярлык листа – обозначение листа рабочей книги.

Ячейка – основная единица хранения данных.

Адрес ячейки (ссылка на ячейку) – обозначение ячейки, в котором указывается соответствующий столбец и строка.

Активная (текущая) ячейка – выделенная рамкой ячейка, если начать ввод, то данные появятся в этой ячейке (номер и содержимое ячейки отображаются в строке формул).

Структура окна

1. Строка заголовка

Строка заголовка находится в самой верхней части окна (Рис. 1.3).

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_2.png

Рис. 2. Строка заголовка

В левой части окна расположена кнопка Office, которая открывает доступ к основному меню, в котором располагаются команды по созданию, открытию, сохранению, печати, настройкам документа. Также в данной строке находится панель быстрого доступа, содержащая кнопки: сохранить и отмена/возврат выполненного действия. Для настройки данной панели можно воспользоваться кнопкой и выбрать, какие еще команды поместить на панель быстрого доступа.

В правой части строки заголовка находятся кнопки управления окном:

– свернуть – сворачивает окно в кнопку на Панели задач;

– развернуть – разворачивает окно до размеров экрана;

– свернуть в окно – восстанавливает прежние размеры окна, до выполнения операции развертывания;

– закрыть – завершает работу с программой и закрывает окно.

2. Меню вкладок

Занимает вторую строчку основного окна и содержит вкладки, упорядоченные по функциональному признаку (рис. 1.4), при выборе вкладки появляются группы команд с кнопками, за которыми закреплены команды. Выбор осуществляется указателем мыши и щелчком по ее левой кнопке. При наведении на любую кнопку рядом с указателем появляется подсказка, которая указывает функции данной команды.

 

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_3.png

Рис. 3. Меню вкладок

3. Строка формул

Строка формул (Рис. 1.5) содержит:

* адрес активной ячейки, либо сведения о величине выделенной области (количество столбцов и строк, которые содержит выделенная область);

* поле, в котором отображается информация, введенная в ячейку таблицы (текст, формулы).

 

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_4.png

Рис. 4. Строка формул

 

Чтобы вывести или убрать эту строку, следует на вкладке Вид в группе Показать или скрыть выбрать команду Строка формул.

4. Рабочая область

Рабочая область – свободная центральная часть окна, которая представляет собой таблицу (данная область также называется рабочим листом).

Каждый рабочий лист состоит из 16 384 столбцов и 1 048 576 строк. Столбцы обозначаются прописными буквами (вверху окна) от A до Z, далее – от AA до AZ, затем – от BA до BZ и т.д. до столбца ZZ, после этого – ААА, ААВ и т.д. до XFD1. Строки пронумерованы с левой стороны окна документа. Пересечения строк и столбцов формируют ячейки. Каждая ячейка таблицы имеет адрес, который состоит из имени строки и имени столбца. Например, если ячейка находится в столбце F и строке 7, то она имеет адрес F7.

Имена рабочих листов выведены на ярлыках в нижней части окна рабочей книги . Щелкая по ярлыкам, можно переходить от листа к листу внутри рабочей книги. Для перехода по ярлыкам используются кнопки слева от ярлыков:

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_5.png - переход к ярлыку первого листа

·         - переход к ярлыку предыдущего листа

·         - переход к ярлыку следующего листа

·         - переход к ярлыку последнего листа

 

5. Полосы прокрутки

Полосы прокрутки (вертикальная и горизонтальная) предназначены для перемещения по таблице в рабочем окне по вертикали и по горизонтали. Перемещение с использованием полос прокрутки осуществляется с помощью мыши.

6. Строка состояния

В нижней части окна располагается строка состояния, в которой указываются текущие операции, кнопки перехода от одного режима к другому, а также масштаб отображения листа на экране (Рис. 1.7).

Перемещения по экрану

Указать необходимую ячейку можно, щелкнув по ней мышью. Кроме того, перемещаться по таблице можно с помощью клавиатуры:

* клавиши управления курсором (стрелки - вверх, вниз, вправо, влево) позволяют переместиться на одну ячейку в соответствующем направлении;

* клавиша Home перемещает активную ячейку в первый столбец строки;

* сочетание клавиш Ctrl+Home и Ctrl+End - в начало таблицы и в последнюю использованную ячейку, куда вводились данные;

* Ctrl+↑ и Ctrl-↓ - в первую и последнюю использованную ячейку столбца (если столбец не заполнен, то переход осуществляется в последнюю строку столбца листа);

* Ctrl+← и Ctrl+→ - в первую и последнюю использованную ячейку строки (если строка не заполнена, то переход осуществляется в последний столбец листа);

* PgUp, PgDn - на экранную страницу вверх и вниз, соответственно.

* При нажатии сочетаний клавиш Ctrl+PgUp или Ctrl+PgDn активизируются, соответственно, предыдущий и следующий рабочие листы книги.

Перейти на нужную ячейку, можно набрав её адрес в поле имени и нажав клавишу Enter, или, нажав клавишу F5, в появившемся окне указать адрес ячейки.

Операции с листами

Переименование листа:

* дважды щелкнуть мышью на ярлыке листа, ввести новое имя;

* в контекстном меню ярлыка выбрать команду Переименовать, ввести новое имя.

Добавление листа

* в контекстном меню ярлыка листа выбрать команду Вставить (в появившемся окне выбрать Лист и нажать кнопку Ок);

* нажать комбинацию клавиш Shift+F11;

* рядом с последним ярлыком листа нажать кнопку Вставить лист;

* на вкладке Главная в группе Ячейки выбрать команду Вставить, а затем Вставить лист.

Удаление листа

* в контекстном меню ярлыка листа выбрать команду Удалить;

* на вкладке Главная в группе Ячейки выбрать команду Удалить, а затем Удалить лист.

Если удаляемый лист содержит данные, то при выполнении команды появится предупреждение об их потере, т.к. восстановить лист будет невозможно.

Перемещение, копирование листа

* перетащить мышью ярлык листа вдоль ряда ярлыков на новую позицию (для копирования удерживать клавишу Ctrl);

* в контекстном меню ярлыка выбрать команду Переместить /скопировать. В появившемся диалоговом окне указать в какую книгу, перед каким листом следует поместить перемещаемый лист. Для получения копии листа необходимо в этом окне установить флажок Создать копию.

Установка цвета ярлыка:

* в контекстном меню ярлыка выбрать команду Цвет ярлычка;

* на вкладке Главная в группе Ячейки выбрать команду Формат, а затем Цвет ярлычка.

Выделить несколько листов:

* щелкать на ярлыках при нажатой клавише Ctrl;

* щелкнуть на ярлыке первого из выделяемых листов, нажать клавишу Shift и, удерживая ее, щелкнуть на ярлыке последнего листа, входящего в выделение;

* в контекстном листе любого листа выбрать команду Выделить все листы.

Снять выделение листов:

* щелкнуть на ярлыке листа, не входящего в выделение;

* в контекстном меню ярлыка любого выделенного листа выбрать команду Разгруппировать листы.

В каждую ячейку можно записать число, текст или формулу. Чтобы записать число или текст в ячейку, нужно прежде всего выделить ее, а затем поместить в нее то, что нужно, не забывая нажать в конце клавишу "Enter". При этом число будет выровнено по правому краю ячейки, а текст - будет выровнен по левому краю ячейки.

Занесение формулы в ячейку Excel начинается со знака "=", затем после знака "равно" следует нужная формула. Причем в формулах в большинстве своем вместо чисел указываются адреса ячеек, в которых записаны числа. Как это делается показано ниже на рисунке на примере вычисления дискриминанта квадратного уравнения d=b^2 – 4*a*c.

Отметим, что при записи формулы в ячейку E4 эта формула одновременно отображается в строке формул. Строка формул, как известно, находится непосредственно над рабочим полем Excel. Это видно на приведенном выше рисунке.

1.    Ввод и редактирование данных

В ячейку электронной таблицы может быть введена информация различного типа: текст, числовые значения и формулы. Кроме того, каждая ячейка может быть отформатирована, т.е. оформлена по-своему, причем параметры форматирования не влияют на содержимое ячейки.

При вводе данных MS Excel 2007 автоматически распознает их тип. Ввод данных выполняется в позицию активной ячейки. Как только в ячейку вводится хотя бы один символ, содержимое немедленно отражается в строке формул.

Текстом является любая последовательность, состоящая из цифр, пробелов и нецифровых символов. Вводимые в ячейку числа интерпретируются как константы.

Следует помнить, что:

1. Десятичные (дробные) числа записываются через запятую.

2. Признак формулы – это знак «равно» (=), после него записывается сама формула.

3. При вводе даты в качестве разделителя используются точка или дефис, например: 09.05.98 или Янв-99.

4. При вводе времени используют двоеточие для разделения секунд, минут и часов, например: 12:23 или 09:56:34.

Изменение содержимого ячеек называется редактированием.

Правила редактирования

1. Если ошибка допущена в тексте, то ее исправление сводится к тому, чтобы поставить текстовый курсор перед неправильно набранным символом и исправить его.

2. Если ошибка допущена при вводе числа, а компьютер не знает, что это ошибка, то MS Excel 2007 будет автоматически пытаться подобрать подходящий для данного изображения формат.

В MS Excel 2007 существует множество числовых форматов ячеек. Чтобы выбрать необходимый формат ячейки (или группы ячеек), нужно выделить ячейку (или группу ячеек) и выполнить одно из следующих действий:

 

1.4. Формат ячеек

1. На вкладке Главная в группе взаимосвязанных элементов управления Число открыть меню с дополнительными командами Числовой формат. На экране появятся пункты меню, из которых можно выбрать необходимый формат ячейки.

2. В меню с дополнительными командами Числовой формат выбрать пункт Другие числовые форматы.

3. На вкладке Главная в группе взаимосвязанных элементов управления Число нажать кнопку для вызова диалогового окна Формат ячеек.

4. Выбрать пункт Формат ячеек из контекстного меню, вызываемого правой кнопкой мыши.

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_6.png

Рис. 5. Диалоговое окно Формат ячеек вкладки Число

 

1.    Понятие об абсолютном и относительном адресах

Практическое использование Excel невозможно без знания понятий абсолютного и относительного адреса. Это важнейшие основополагающие понятия такого мощного инструмента расчетов и массовых вычислений как Excel.

Относительные адреса - это адреса, которые могут меняться при выполнении программы или алгоритма. В них записывается переменная информация (например, адреса А5, В10, С15); Относительные адреса предназначены для хранения непостоянной информации.

Абсолютные адреса , наоборот, позволяют хранить постоянную информацию, то есть информацию, которая в данной задаче не меняется, и обращаться к ней. Для обозначения абсолютных, то есть неизменных адресов, используется знак доллара - $.

Абсолютные адреса бывают трех видов:

1. С помощью знака $ можно зафиксировать столбец, например, $А10; в этом случае столбец остается неизменным, а строка может изменяться.

2. С помощью знака $ можно зафиксировать строку, например, А$10: тогда информация берется из разных столбцов, но всегда из одной и той же строки;

3. С помощью знака $ можно зафиксировать и столбец и строку, например, $А$10. В этом случае информация берется из одной и той же клеточки рабочего поля, то есть из одной и той же ячейки таблицы.

Изучив пункты 1, 2, 3, 4, 5 данного урока, можно приступать к решению задач в Excel. Это тот необходимый минимум, который позволяет начать практические занятия в Excel.

1.    Встроенные функции табличного процессора

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_7.png

 

1.    Практическое применение табличного процессора

Microsoft Excel на уроках физике

2.1. Использование возможностей табличного процессора при проведении лабораторных работ по физике

При проведении лабораторной работы по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников» целью работы является проверка основных закономерностей последовательного и параллельного соединений проводников (регистров), а также проверка формул для определения эквивалентного сопротивления. Для проверки расчетов учащихся очень удобно использовать табличный процессор. Для этого в диапазон ячеек A5:H5 вводим исходные данные, а расчеты в диапазоне A11:H11 производим с помощью следующих формул, которые задаем сами:

=B5/A5

=D5/C5

=F5/E5

=H5/G5

=A11+B11

=(A11*B11)/(A11+B11)

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_8.png

2.2. Использование возможностей табличного процессора при компьютерном тестировании учащихся по физике

 

Технология составления компьютерного теста с выбором ответа средствами табличного процессора MS Excel – 2007

1 этап. Составление вопросов. Продумывание способа оформления вопросов

Составим тест из 4 вопросов. Excel позволяет работать сразу с несколькими листами рабочей книги. Переименуем их (кликнуть правой кнопкой мыши на закладке Лист1 и выбрать действие Переименовать):

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_9.png

Вот что должно получиться:

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_10.png

Далее необходимо продумать дизайн титульного листа. Для этого можно воспользоваться заливкой: Шрифт - Цвет заливки, либо воспользоваться ПодложкойРазметка страницы – Подложка.

На Титульном листе размещаем тему теста, цели проведения теста (по желанию, здесь же можно разместить Критерии оценки работы, а также Комментарии к выполнению теста (А можно и на отдельном Листе)).

Если текст не помещается в ячейку, необходимо объединить несколько ячеек. Для этого выделяем нужное количество ячеек и выбираем: Выравнивание – Объединение ячеек. Если текст снова не помещается, то выполните следующие действия: 1) сделайте ячейку шире: поместите курсор мыши между пронумерованными строками, когда курсор примет вид двойной черной стрелки, раздвиньте строку; 2) выберите команду Выравнивание – Переносить по словам.

Кроме того можно внедрять рисунки и выполнять гиперссылки. Рисунки можно вставить так: выбираем Вставка – Рисунок (в этом случае можно выбирать рисунки, находящиеся в папке Мои рисунки) или Клип (.

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_11.png

Для создания гиперссылок можно использовать Фигуры из меню Вставка. При этом вы можете сделать надпись на ней (например такую: Перейти к выполнению теста), изменить ее цвет, размер и место расположения (используя меню Шрифт). Чтобы фигура работала как гиперссылка, необходимо кликнуть по ней левой кнопкой мыши, выбрать Вставка – Гиперссылка. Появится диалоговое окно, в котором вам с левой стороны нужно выбрать надпись Местом в документе, а в центре название листа которому предназначается гиперссылка.

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_12.png

 

2 этап. Выбор способа ввода ответа и оформление ответа

На Листе Тест вводим вопросы, которые мы подобрали и оформляем их заливкой:

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_13.png

 

При создании теста с выборочным ответом или теста на сопоставление выполняется следующая последовательность действий:

1.    Выбирается позиция меню Данные – Работа с данными – Проверка данных:

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_14.png

1.    В диалоговом окне выбирается тип данных – Список

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_15.png

1.    В окне Источник перечисляются варианты ответов через точку с запятой.

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_16.png

3 этап. Выбор способов оценивания и подведения итогов.

Для подведения итогов тестирования можно предусмотреть специальный Лист, на котором будут подведены итоги работы. Для этой цели можно использовать логическую функцию ЕСЛИ.

В строке логическое выражение представляется лист рабочей книги и номер ячейки, в которой выбирался ответ; в строке Значение_если_истина - указывается реплика на правильный ответ; в строке Значение_если_ложь – указывается реплика на неправильный ответ.

Для общего подведения итогов и подсчета количества набранных баллов можно использовать функцию СЧЕТЕСЛИ

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_17.png

При этом в строке диапазон указывается диапазон ячеек, где анализируются ответы на вопросы, в строке критерий – значение критерия, в нашем случае слово «верно».

Для выставления оценки также используемфункцию ЕСЛИ:

=ЕСЛИ(B4=4; "отлично"; ЕСЛИ(B4=3; "хорошо"; ЕСЛИ(B4=2; "удовлетворительно"; "неудовлетворительно")))

Технология составления компьютерного теста со свободным ответом средствами табличного процессора MS Excel – 2007

Технология составления компьютерного теста со свободным ответом средствами табличного процессора аналогична. За исключением того, что ученик сам с клавиатуры вводит свой ответ, а не выбирает из списка.

Пример составления такого теста изображен на рисунке.

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_18.png

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_19.png

 

Использование возможностей табличного процессора при составлении кроссвордов по физике

1 этап. Оформляем 1 лист документа «Задание».

Описание: https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/07/k_5c5c015e7fec4/498810_20.png

2 этап. Оформляем лист «Результаты». Составляем формулы для проверки результатов, используя функцию ЕСЛИ и функцию И, следующим образом

1формула

=ЕСЛИ(И(Задание!D7="р";Задание!E7="а";Задание!F7="в";Задание!G7="н";Задание!H7="о";Задание!I7="м";Задание!J7="е";Задание!K7="р";Задание!L7="н";Задание!M7="о";Задание!N7="е");"Правильно";"Не правильно")

2 формула

=ЕСЛИ(И(Задание!H5="с";Задание!H6="к";Задание!H7="о";Задание!H8="р";Задание!H9="о";Задание!H10="с";Задание!H11="т";Задание!H12="ь");"Правильно";"Не правильно")

3 формула

=ЕСЛИ(И(Задание!D6="т";Задание!D7="р";Задание!D8="а";Задание!D9="е";Задание!D10="к";Задание!D11="т";Задание!D12="о";Задание!D13="р";Задание!D14="и";Задание!D15="я");"Правильно";"Не правильно")

4 формула

=ЕСЛИ(И(Задание!B11="п";Задание!C11="у";Задание!D11="т";Задание!E11="ь");"Правильно";"Не правильно")

5 формула

=ЕСЛИ(И(Задание!J3="д";Задание!J4="в";Задание!J5="и";Задание!J6="ж";Задание!J7="е";Задание!J8="н";Задание!J9="и";Задание!J10="е");"Правильно";"Не правильно")

6 формула

=ЕСЛИ(И(Задание!C9="м";Задание!D9="е";Задание!E9="т";Задание!F9="р");"Правильно";"Не правильно")

Подводим итог аналогично прошлым примерам.

 

Таким образом, использование электронных таблиц на уроках позволяет не только проводить интеграцию естественно-научных дисциплин с информатикой, но и повышать мотивацию исследовательской и творческой активности учащихся

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Информатика группа 201.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 28.04.2021г

История . Группа 403.17.12.2021.Конспект прислать фото отчетом

История . Группа 401.01.12.2021. Конспект прислать фото отчетом