Информационные технологии группа 505.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 15.03.2023г.

 

Тема урока: «Архивация данных. Практическая работа № 1.3: «Архивация файлов с помощью программы WinRAR»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с приемами и методами сжатия данных.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать понятие «архивации данных».
  • Познакомить учащихся с принципами архивации, программами-архиваторами
  • Провести исследование эффективности сжатия файлов различных форматов.
  • Провести тестирование учащихся с целью закрепления материала

Развивающие:

  • Развивать логику мышления;
  • Развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интерес, творческую инициативу и активность;

Технологии: тестовые, здоровьесберегающиеразноуровневого обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (беседа, дискус), частично-исследовательский (практическая работа в группах),

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • назначение программ-архиваторов;
  • описание некоторых алгоритмов сжатия данных.

Учащиеся должны уметь: упаковывать и распаковывать данные.

Средства обучения: ПК, программа-архиватор WinRar, проектор, экран, папка с приложениями (Презентация, тест, файлы различных форматов), Калькулятор.

Ход занятия

I. Организационный момент. Рефлексия.

Проверка готовности учащихся к занятию, отметить отсутствующих, сформировать положительный настрой для работы на уроке

II. Актуализация ранее изученного:

- Выполнение заданий на карточках:

Для того чтобы проверить, как вы усвоили темы предыдущих уроков, предлагаю вам пройти небольшой тест и оценить свои знания.

Дополнить:

Вопросы

Ответы

1

Файл - это:

 определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

2

Полное имя файла состоит из:

 состоит из двух частей, разделенных точкой:

имя файла . расширение

3

Расширение файла указывает:

 какого вида данные в нём содержаться: текст, графика, звук или программа

4

Какие файлы имеют расширение .txt, .doc

 текстовые

5

Размер файла - это:

 объем памяти, который файл занимает на диске

6

Папки и файлы можно:

создавать, удалять, копировать, перемещать, переименовывать, вырезать

7

Дан полный путь к файлу C:\arhiv\nc\Norton.txt Файл Norton.txt находится в папке:

В папке nc



III. Изложение нового материала:

Сообщение темы занятия и постановка целей урока

При работе с информацией очень часто встречаются случаи, когда файлы, предназначенные для хранения или перемещения, не вмещаются на носитель информации или не соответствуют требуемому объему.

Можно ли уменьшить размер файла, не теряя содержащуюся в нем информацию? Можно!!! Например, мы складываем в несколько раз газету и кладём в карман, а потом на досуге без проблем разворачиваем и читаем. Компьютерным носителям информации в этом помогают особые программы для сжатия данных.

Как же происходит сжатие информации?

Приведём грубую, но понятную аналогию. Сжатие данных похоже на производство сухого молока или сухофруктов. То есть, это – процесс удаления воды, которую затем можно добавить, чтобы придать продукту первоначальный вид.

А какая в данных может быть вода? Это вода информационная. В данных встречается много повторов. Это можно использовать для сжатия данных или архивации. (Приложение 1. 1 слайд)

Архивация проводится в следующих случаях:

  • Когда необходимо создать резервные копии наиболее ценных файлов
  • Когда необходимо освободить место на диске
  • Когда необходимо передать файлы по E-mail

Архивация – это упаковка файлов с целью уменьшения объема данных, предназначенных для хранения. (Приложение 1. 2 слайд)

Для архивации данных существуют специальные служебные программы-архиваторы, которые вместо нескольких файлов создают один – архивный. (Приложение 1. 3 слайд)

Наиболее популярными программами-архиваторами являются ZIP, RAR, ARJ, WinZIP и WinRAR. (Приложение 1. 4 слайд)

В результате сжатия информация представляется в новом виде. (Приложение 1. 5 слайд)

Сжатие текстовых файлов происходит приблизительно так. Составляется таблица встречающихся в тексте слов и выражений. Затем всем словам и выражениям в этой таблице даются номера. И весь текст в файле заменяется номерами из таблицы слов и выражений. Такой способ позволяет уменьшить размер текстового файла в 2-3 раза. Иногда текст сжимается и в 10 раз, если в нём много повторов (Приложение 1. 6 слайд)

Графические файлы сжимаются за счет уменьшения областей, состоящих из точек одного цвета, до размера одной точки того же цвета. (Приложение 1. 7 слайд)

Фотографии сжимаются очень незначительно, так как областей, состоящих из пикселей одного и того же цвета очень мало. (Приложение 1. 8 слайд)

Увеличив изображение в сотни раз, можно увидеть, что располагающиеся рядом пиксели хоть незначительно, но отличаются друг от друга. (Приложение 1. 9 слайд)

Архивный файл удобен при хранении, копировании и перемещении файлов. Однако в сжатом виде информация представлена так, что текст не прочитать, рисунок не просмотреть, поэтому для работы с информацией требуется ее обратное преобразование – разархивация. (Приложение 1. 10 слайд)

Разархивация или распаковка – это восстановление файлов из архивного файла в том виде, какой они имели до помещения в архив. (Приложение 1. 11 слайд)

К настоящему времени наибольшую популярность и «жизненное пространство» завоевали архиваторы WinZip и WinRar. Мы с вами остановимся на изучении архиватора WinRAR . Программа WinRAR умеет создавать как RAR, так и ZIP архивы. А разархивировать WinRAR умеет архивы полутора десятков форматов. В этом смысле WinRAR является для нас универсальным и удобным архиватором.

WinRAR применяется для упаковки текстов и программ. Причём, архив WinRAR может содержать как файлы, так и папки. WinRAR позволяет добавлять файлы и папки в архив и извлекать их оттуда.

Создать новый архив можно так:

  • В рабочей области окна архиватора найдите и выделите файл или файлы, которые необходимо поместить в архив.
  • Выберите кнопку Добавить на Панели инструментов.
  • В появившемся диалоговом окне с помощью кнопки Обзор укажите папку, в которой вы хотите создать архив, и дайте имя архиву (не используйте в качестве имени имена файлов, которые вы хотите заархивировать).
  • Укажите метод сжатия.
  • Нажмите ОК.

Открыть архив без распаковки можно так:

  • Найдите архив в рабочей области окна архиватора.
  • Откройте его двойным щелчком или нажмите клавишу Enter.
  • Укажите имена файлов, входящих в архив, откройте их двойным щелчком мыши или нажмите Enter.

Распаковать архив можно так:

  • Найдите архив в рабочей области окна архиватора.
  • Выделите его.
  • Щелкните по кнопке Извлечь на Панели инструментов.
  • Укажите папку для размещения распакованных файлов с помощью кнопки Показать.
  • Нажмите ОК.

Пожалуй, это – всё, что нужно знать, чтобы начать работать с архивными данными.

Физкультминутка

IV. Формирование практических умений и навыков:

Практическая работа №1.3: «Архивация файлов с помощью программы WinRAR»

Цель: изучить действия по выполнению упаковки файлов в архив и извлечение файлов из архива с помощью программы Winrar. Сравнить заархивированные текстовый и графический файлы. Исследование эффективности сжатия файлов различных форматов

Инструктаж по ТБ.

Сейчас я предлагаю вам провести самостоятельное исследование эффективности сжатия файлов различных форматов.

Разделитесь на 5 групп:

1 группа проведет архивацию и вычисление степени сжатия текстового файла

2 группа выполнит аналогичную работу с рисунком, выполненном в графическом редакторе Paint

3 группа заархивирует и узнает степень сжатия фото

4 группа заархивирует и узнает степень сжатия звуковых файлов

5 группа заархивирует и узнает степень сжатия презентаций

С помощью знакомой нам уже программы Калькулятор мы можем оценить степень сжатия файлов. Для этого мы выполним следующие действия: заархивируем файл и узнаем его объем. Обозначим его как Vа. Узнаем, сколько байт занимал наш файл до архивации. Этот объем обозначим как V. Степень сжатия файла обозначим за Rсж. Произведем расчеты по формуле:

100-(Vа*100% : V) = Rсж (Приложение 5, 1 слайд)

Проведем сравнительный анализ степени сжатия файлов.

Вывод: проведенное исследование показало, что лучше всего (в сотни раз) сжимаются рисунки, в которых много областей, состоящих из точек одного цвета. Хуже всего подвергаются компрессии фото, так как областей, состоящих из пикселей одного и того же цвета очень мало. Размер таких файлов остается почти неизменным. (Приложение 5, 2 слайд).

V.  Закрепление изученного материала методом тестирования учащихся

Для закрепления знаний, полученных сегодня на занятии я предлагаю вам пройти тест. (Приложение 6)

VI. Домашнее задание:

Прочитать материал учебника, устно ответить на контрольные вопросы, выполнить задание на карточке

VII. Подведение итогов

На уроке мы познакомились с архиваторами и их назначением, научились работать с архиватором.

Спасибо всем за урок!!!

Лист самооценки ___________________________________________________

 

Тип задания

Оценка

Задание 1

Практическая работа за компьютером

Тест на закрепление

 

 

Лист самооценки ___________________________________________________

 

Тип задания

Оценка

Задание 1

Практическая работа за компьютером

Тест на закрепление

 

 

Лист самооценки ___________________________________________________

 

Тип задания

Оценка

Задание 1

Практическая работа за компьютером

Тест на закрепление

 

 

Лист самооценки ___________________________________________________

 

Тип задания

Оценка

Задание 1

Практическая работа за компьютером

Тест на закрепление

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Информатика группа 201.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 28.04.2021г

История . Группа 403.17.12.2021.Конспект прислать фото отчетом

История . Группа 401.01.12.2021. Конспект прислать фото отчетом