Информационные технологии группа 505.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 15.03.2023г.

 

Тема урока: «Архивация данных. Практическая работа № 1.3: «Архивация файлов с помощью программы WinRAR»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с приемами и методами сжатия данных.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать понятие «архивации данных».
  • Познакомить учащихся с принципами архивации, программами-архиваторами
  • Провести исследование эффективности сжатия файлов различных форматов.
  • Провести тестирование учащихся с целью закрепления материала

Развивающие:

  • Развивать логику мышления;
  • Развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интерес, творческую инициативу и активность;

Технологии: тестовые, здоровьесберегающиеразноуровневого обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (беседа, дискус), частично-исследовательский (практическая работа в группах),

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • назначение программ-архиваторов;
  • описание некоторых алгоритмов сжатия данных.

Учащиеся должны уметь: упаковывать и распаковывать данные.

Средства обучения: ПК, программа-архиватор WinRar, проектор, экран, папка с приложениями (Презентация, тест, файлы различных форматов), Калькулятор.

Ход занятия

I. Организационный момент. Рефлексия.

Проверка готовности учащихся к занятию, отметить отсутствующих, сформировать положительный настрой для работы на уроке

II. Актуализация ранее изученного:

- Выполнение заданий на карточках:

Для того чтобы проверить, как вы усвоили темы предыдущих уроков, предлагаю вам пройти небольшой тест и оценить свои знания.

Дополнить:

Вопросы

Ответы

1

Файл - это:

 определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

2

Полное имя файла состоит из:

 состоит из двух частей, разделенных точкой:

имя файла . расширение

3

Расширение файла указывает:

 какого вида данные в нём содержаться: текст, графика, звук или программа

4

Какие файлы имеют расширение .txt, .doc

 текстовые

5

Размер файла - это:

 объем памяти, который файл занимает на диске

6

Папки и файлы можно:

создавать, удалять, копировать, перемещать, переименовывать, вырезать

7

Дан полный путь к файлу C:\arhiv\nc\Norton.txt Файл Norton.txt находится в папке:

В папке nc



III. Изложение нового материала:

Сообщение темы занятия и постановка целей урока

При работе с информацией очень часто встречаются случаи, когда файлы, предназначенные для хранения или перемещения, не вмещаются на носитель информации или не соответствуют требуемому объему.

Можно ли уменьшить размер файла, не теряя содержащуюся в нем информацию? Можно!!! Например, мы складываем в несколько раз газету и кладём в карман, а потом на досуге без проблем разворачиваем и читаем. Компьютерным носителям информации в этом помогают особые программы для сжатия данных.

Как же происходит сжатие информации?

Приведём грубую, но понятную аналогию. Сжатие данных похоже на производство сухого молока или сухофруктов. То есть, это – процесс удаления воды, которую затем можно добавить, чтобы придать продукту первоначальный вид.

А какая в данных может быть вода? Это вода информационная. В данных встречается много повторов. Это можно использовать для сжатия данных или архивации. (Приложение 1. 1 слайд)

Архивация проводится в следующих случаях:

  • Когда необходимо создать резервные копии наиболее ценных файлов
  • Когда необходимо освободить место на диске
  • Когда необходимо передать файлы по E-mail

Архивация – это упаковка файлов с целью уменьшения объема данных, предназначенных для хранения. (Приложение 1. 2 слайд)

Для архивации данных существуют специальные служебные программы-архиваторы, которые вместо нескольких файлов создают один – архивный. (Приложение 1. 3 слайд)

Наиболее популярными программами-архиваторами являются ZIP, RAR, ARJ, WinZIP и WinRAR. (Приложение 1. 4 слайд)

В результате сжатия информация представляется в новом виде. (Приложение 1. 5 слайд)

Сжатие текстовых файлов происходит приблизительно так. Составляется таблица встречающихся в тексте слов и выражений. Затем всем словам и выражениям в этой таблице даются номера. И весь текст в файле заменяется номерами из таблицы слов и выражений. Такой способ позволяет уменьшить размер текстового файла в 2-3 раза. Иногда текст сжимается и в 10 раз, если в нём много повторов (Приложение 1. 6 слайд)

Графические файлы сжимаются за счет уменьшения областей, состоящих из точек одного цвета, до размера одной точки того же цвета. (Приложение 1. 7 слайд)

Фотографии сжимаются очень незначительно, так как областей, состоящих из пикселей одного и того же цвета очень мало. (Приложение 1. 8 слайд)

Увеличив изображение в сотни раз, можно увидеть, что располагающиеся рядом пиксели хоть незначительно, но отличаются друг от друга. (Приложение 1. 9 слайд)

Архивный файл удобен при хранении, копировании и перемещении файлов. Однако в сжатом виде информация представлена так, что текст не прочитать, рисунок не просмотреть, поэтому для работы с информацией требуется ее обратное преобразование – разархивация. (Приложение 1. 10 слайд)

Разархивация или распаковка – это восстановление файлов из архивного файла в том виде, какой они имели до помещения в архив. (Приложение 1. 11 слайд)

К настоящему времени наибольшую популярность и «жизненное пространство» завоевали архиваторы WinZip и WinRar. Мы с вами остановимся на изучении архиватора WinRAR . Программа WinRAR умеет создавать как RAR, так и ZIP архивы. А разархивировать WinRAR умеет архивы полутора десятков форматов. В этом смысле WinRAR является для нас универсальным и удобным архиватором.

WinRAR применяется для упаковки текстов и программ. Причём, архив WinRAR может содержать как файлы, так и папки. WinRAR позволяет добавлять файлы и папки в архив и извлекать их оттуда.

Создать новый архив можно так:

  • В рабочей области окна архиватора найдите и выделите файл или файлы, которые необходимо поместить в архив.
  • Выберите кнопку Добавить на Панели инструментов.
  • В появившемся диалоговом окне с помощью кнопки Обзор укажите папку, в которой вы хотите создать архив, и дайте имя архиву (не используйте в качестве имени имена файлов, которые вы хотите заархивировать).
  • Укажите метод сжатия.
  • Нажмите ОК.

Открыть архив без распаковки можно так:

  • Найдите архив в рабочей области окна архиватора.
  • Откройте его двойным щелчком или нажмите клавишу Enter.
  • Укажите имена файлов, входящих в архив, откройте их двойным щелчком мыши или нажмите Enter.

Распаковать архив можно так:

  • Найдите архив в рабочей области окна архиватора.
  • Выделите его.
  • Щелкните по кнопке Извлечь на Панели инструментов.
  • Укажите папку для размещения распакованных файлов с помощью кнопки Показать.
  • Нажмите ОК.

Пожалуй, это – всё, что нужно знать, чтобы начать работать с архивными данными.

Физкультминутка

IV. Формирование практических умений и навыков:

Практическая работа №1.3: «Архивация файлов с помощью программы WinRAR»

Цель: изучить действия по выполнению упаковки файлов в архив и извлечение файлов из архива с помощью программы Winrar. Сравнить заархивированные текстовый и графический файлы. Исследование эффективности сжатия файлов различных форматов

Инструктаж по ТБ.

Сейчас я предлагаю вам провести самостоятельное исследование эффективности сжатия файлов различных форматов.

Разделитесь на 5 групп:

1 группа проведет архивацию и вычисление степени сжатия текстового файла

2 группа выполнит аналогичную работу с рисунком, выполненном в графическом редакторе Paint

3 группа заархивирует и узнает степень сжатия фото

4 группа заархивирует и узнает степень сжатия звуковых файлов

5 группа заархивирует и узнает степень сжатия презентаций

С помощью знакомой нам уже программы Калькулятор мы можем оценить степень сжатия файлов. Для этого мы выполним следующие действия: заархивируем файл и узнаем его объем. Обозначим его как Vа. Узнаем, сколько байт занимал наш файл до архивации. Этот объем обозначим как V. Степень сжатия файла обозначим за Rсж. Произведем расчеты по формуле:

100-(Vа*100% : V) = Rсж (Приложение 5, 1 слайд)

Проведем сравнительный анализ степени сжатия файлов.

Вывод: проведенное исследование показало, что лучше всего (в сотни раз) сжимаются рисунки, в которых много областей, состоящих из точек одного цвета. Хуже всего подвергаются компрессии фото, так как областей, состоящих из пикселей одного и того же цвета очень мало. Размер таких файлов остается почти неизменным. (Приложение 5, 2 слайд).

V.  Закрепление изученного материала методом тестирования учащихся

Для закрепления знаний, полученных сегодня на занятии я предлагаю вам пройти тест. (Приложение 6)

VI. Домашнее задание:

Прочитать материал учебника, устно ответить на контрольные вопросы, выполнить задание на карточке

VII. Подведение итогов

На уроке мы познакомились с архиваторами и их назначением, научились работать с архиватором.

Спасибо всем за урок!!!

Лист самооценки ___________________________________________________

 

Тип задания

Оценка

Задание 1

Практическая работа за компьютером

Тест на закрепление

 

 

Лист самооценки ___________________________________________________

 

Тип задания

Оценка

Задание 1

Практическая работа за компьютером

Тест на закрепление

 

 

Лист самооценки ___________________________________________________

 

Тип задания

Оценка

Задание 1

Практическая работа за компьютером

Тест на закрепление

 

 

Лист самооценки ___________________________________________________

 

Тип задания

Оценка

Задание 1

Практическая работа за компьютером

Тест на закрепление

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Информатика группа 201.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 28.04.2021г

Информатика группа 205.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 28.05.2021г.

Программное обеспечение группа 505.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 06.03.2023г.