Информационные технологии группа 505.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 15.03.2023г.
Тема
урока: «Архивация данных. Практическая работа № 1.3: «Архивация файлов с
помощью программы WinRAR»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Познакомить учащихся с приемами и методами сжатия данных.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать понятие «архивации
данных».
- Познакомить учащихся с
принципами архивации, программами-архиваторами
- Провести исследование
эффективности сжатия файлов различных форматов.
- Провести тестирование учащихся
с целью закрепления материала
Развивающие:
- Развивать логику мышления;
- Развивать положительные мотивы
учебно-познавательной деятельности, интерес, творческую инициативу и
активность;
Технологии: тестовые, здоровьесберегающие, разноуровневого обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (беседа, дискус), частично-исследовательский
(практическая работа в группах),
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- назначение
программ-архиваторов;
- описание некоторых алгоритмов
сжатия данных.
Учащиеся должны уметь: упаковывать и распаковывать данные.
Средства обучения: ПК, программа-архиватор WinRar, проектор, экран,
папка с приложениями (Презентация, тест, файлы различных форматов),
Калькулятор.
Ход занятия
I. Организационный момент. Рефлексия.
Проверка готовности учащихся к занятию, отметить отсутствующих,
сформировать положительный настрой для работы на уроке
II. Актуализация ранее изученного:
- Выполнение заданий на карточках:
Для того чтобы проверить, как вы усвоили темы предыдущих уроков, предлагаю
вам пройти небольшой тест и оценить свои знания.
Дополнить:
№ |
Вопросы |
Ответы |
1 |
Файл - это: |
определенное
количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в
долговременной (внешней) памяти. |
2 |
Полное имя файла
состоит из: |
состоит из двух
частей, разделенных точкой: имя файла . расширение |
3 |
Расширение файла
указывает: |
какого вида
данные в нём содержаться: текст, графика, звук или программа |
4 |
Какие файлы имеют
расширение .txt, .doc |
текстовые |
5 |
Размер файла - это: |
объем памяти,
который файл занимает на диске |
6 |
Папки и файлы можно: |
создавать, удалять,
копировать, перемещать, переименовывать, вырезать |
7 |
Дан полный путь к
файлу C:\arhiv\nc\Norton.txt Файл Norton.txt находится в папке: |
В папке nc |
III. Изложение нового материала:
Сообщение темы занятия и постановка целей урока
При работе с информацией очень часто встречаются случаи, когда файлы,
предназначенные для хранения или перемещения, не вмещаются на носитель
информации или не соответствуют требуемому объему.
Можно ли уменьшить размер файла, не теряя содержащуюся в нем информацию?
Можно!!! Например, мы складываем в несколько раз газету и кладём в карман, а
потом на досуге без проблем разворачиваем и читаем. Компьютерным носителям
информации в этом помогают особые программы для сжатия данных.
Как же происходит сжатие информации?
Приведём грубую, но понятную аналогию. Сжатие данных похоже на производство
сухого молока или сухофруктов. То есть, это – процесс удаления воды, которую
затем можно добавить, чтобы придать продукту первоначальный вид.
А какая в данных может быть вода? Это вода информационная. В данных
встречается много повторов. Это можно использовать для сжатия данных или архивации. (Приложение
1. 1 слайд)
Архивация проводится в следующих случаях:
- Когда необходимо создать резервные
копии наиболее ценных файлов
- Когда необходимо освободить
место на диске
- Когда необходимо передать файлы
по E-mail
Архивация – это упаковка файлов с целью уменьшения объема данных,
предназначенных для хранения. (Приложение 1. 2 слайд)
Для архивации данных существуют специальные служебные программы-архиваторы,
которые вместо нескольких файлов создают один – архивный. (Приложение 1.
3 слайд)
Наиболее популярными программами-архиваторами являются ZIP, RAR, ARJ,
WinZIP и WinRAR. (Приложение 1. 4 слайд)
В результате сжатия информация представляется в новом виде. (Приложение
1. 5 слайд)
Сжатие текстовых файлов происходит приблизительно так. Составляется таблица
встречающихся в тексте слов и выражений. Затем всем словам и выражениям в этой
таблице даются номера. И весь текст в файле заменяется номерами из таблицы слов
и выражений. Такой способ позволяет уменьшить размер текстового файла в 2-3
раза. Иногда текст сжимается и в 10 раз, если в нём много повторов (Приложение
1. 6 слайд)
Графические файлы сжимаются за счет уменьшения областей, состоящих из точек
одного цвета, до размера одной точки того же цвета. (Приложение 1. 7
слайд)
Фотографии сжимаются очень незначительно, так как областей, состоящих из
пикселей одного и того же цвета очень мало. (Приложение 1. 8 слайд)
Увеличив изображение в сотни раз, можно увидеть, что располагающиеся рядом
пиксели хоть незначительно, но отличаются друг от друга. (Приложение 1.
9 слайд)
Архивный файл удобен при хранении, копировании и перемещении файлов. Однако
в сжатом виде информация представлена так, что текст не прочитать, рисунок не
просмотреть, поэтому для работы с информацией требуется ее обратное
преобразование – разархивация. (Приложение 1. 10 слайд)
Разархивация или распаковка – это восстановление файлов из архивного файла
в том виде, какой они имели до помещения в архив. (Приложение 1.
11 слайд)
К настоящему времени наибольшую популярность и «жизненное пространство»
завоевали архиваторы WinZip и WinRar. Мы с вами остановимся на изучении
архиватора WinRAR . Программа WinRAR умеет создавать как RAR, так и ZIP архивы.
А разархивировать WinRAR умеет архивы полутора десятков форматов. В этом смысле
WinRAR является для нас универсальным и удобным архиватором.
WinRAR применяется для упаковки текстов и программ. Причём, архив WinRAR
может содержать как файлы, так и папки. WinRAR позволяет добавлять файлы и
папки в архив и извлекать их оттуда.
Создать новый архив можно так:
- В рабочей области окна
архиватора найдите и выделите файл или файлы, которые необходимо поместить
в архив.
- Выберите кнопку Добавить на
Панели инструментов.
- В появившемся диалоговом окне с
помощью кнопки Обзор укажите папку, в которой вы хотите создать архив, и
дайте имя архиву (не используйте в качестве имени имена файлов, которые вы
хотите заархивировать).
- Укажите метод сжатия.
- Нажмите ОК.
Открыть архив без распаковки можно так:
- Найдите архив в рабочей области
окна архиватора.
- Откройте его двойным щелчком
или нажмите клавишу Enter.
- Укажите имена файлов, входящих
в архив, откройте их двойным щелчком мыши или нажмите Enter.
Распаковать архив можно так:
- Найдите архив в рабочей области
окна архиватора.
- Выделите его.
- Щелкните по кнопке Извлечь на
Панели инструментов.
- Укажите папку для размещения
распакованных файлов с помощью кнопки Показать.
- Нажмите ОК.
Пожалуй, это – всё, что нужно знать, чтобы начать работать с архивными
данными.
Физкультминутка
IV. Формирование практических умений и навыков:
Практическая работа №1.3: «Архивация файлов с помощью
программы WinRAR»
Цель: изучить действия по выполнению упаковки файлов в архив и извлечение файлов
из архива с помощью программы Winrar. Сравнить заархивированные текстовый и
графический файлы. Исследование эффективности сжатия файлов различных форматов
Инструктаж по ТБ.
Сейчас я предлагаю вам провести самостоятельное исследование эффективности
сжатия файлов различных форматов.
Разделитесь на 5 групп:
1 группа проведет архивацию и вычисление степени сжатия текстового файла
2 группа выполнит аналогичную работу с рисунком, выполненном в графическом
редакторе Paint
3 группа заархивирует и узнает степень сжатия фото
4 группа заархивирует и узнает степень сжатия звуковых файлов
5 группа заархивирует и узнает степень сжатия презентаций
С помощью знакомой нам уже программы Калькулятор мы можем оценить степень
сжатия файлов. Для этого мы выполним следующие действия: заархивируем файл и
узнаем его объем. Обозначим его как Vа. Узнаем, сколько байт занимал наш файл
до архивации. Этот объем обозначим как V. Степень сжатия файла обозначим за
Rсж. Произведем расчеты по формуле:
100-(Vа*100% : V) = Rсж (Приложение 5, 1 слайд)
Проведем сравнительный анализ степени сжатия файлов.
Вывод: проведенное исследование показало, что лучше всего (в сотни раз) сжимаются
рисунки, в которых много областей, состоящих из точек одного цвета. Хуже всего
подвергаются компрессии фото, так как областей, состоящих из пикселей одного и
того же цвета очень мало. Размер таких файлов остается почти неизменным. (Приложение
5, 2 слайд).
V. Закрепление изученного материала методом тестирования учащихся
Для закрепления знаний, полученных сегодня на занятии я предлагаю вам
пройти тест. (Приложение 6)
VI. Домашнее задание:
Прочитать материал учебника, устно ответить на контрольные вопросы,
выполнить задание на карточке
VII. Подведение итогов
На уроке мы познакомились с архиваторами и их назначением, научились
работать с архиватором.
Спасибо всем за урок!!!
Лист самооценки ___________________________________________________
Тип задания |
Оценка |
Задание 1 |
|
Практическая работа за
компьютером |
|
Тест на закрепление |
Лист самооценки ___________________________________________________
Тип задания |
Оценка |
Задание 1 |
|
Практическая работа за
компьютером |
|
Тест на закрепление |
Лист самооценки ___________________________________________________
Тип задания |
Оценка |
Задание 1 |
|
Практическая работа за
компьютером |
|
Тест на закрепление |
Лист самооценки ___________________________________________________
Тип задания |
Оценка |
Задание 1 |
|
Практическая работа за
компьютером |
|
Тест на закрепление |
Комментарии
Отправить комментарий