Технология электронного набора и правка текста .Группа 505 .Законспектировать прислать на почту,фото отчетом 03,05-19.05.2023

 Выделения в тексте производятся с целью подчеркнуть какую-либо ключевую мысль, обособить какое-либо понятие или термин, ссылку на элемент иллюстрации и т. п. Количество, характер и значение в издании различных объектов выделений оказывают определенное влияние на их оформление. Внешне однообразный текст издания оживает, становится выразительным, как только в нем появляются выделения.

В данной работе мы рассмотрим выделения: их виды, приемы выделений, общие требования к использованию в конкретных книжных изданиях. В курсовой работе поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие и значение выделений в тексте

2. Рассмотреть виды выделений

3. Изучить санитарные и технические требования к шрифтовым выделениям

4. Рассмотреть и проанализировать примеры

1. Техническое редактирование

1.1 Понятие и значение текстовых выделений в книжных изданиях

Выделения - это элементы текста (буквы, слова, словосочетания) оформленные иначе, чем основная его часть, что и выделяет их в этом тексте, делая самыми заметными.

Обычное назначение выделений заключается в том, чтобы обратить внимание читателя на данное слово или место. Наряду с этим следует указать, что в отдельных случаях объекты, т. е. отдельные части текста, подлежащие выделению, достаточно разнообразны. При этом характер выделяемых объектов в ряде случаев носит специфический характер для отдельных типов книжной продукции.

Так, например, для учебно-педагогической литературы (в частности, для учебников иностранных языков) весьма характерны выделения отдельных составляющих частей слова (окончания, основы и т. д.), для научно-технической литературы - выделения в тексте терминов и условных обозначений и т.д. текст публикация книжный шрифт вёрстка

Применяются выделения текста с помощью набора шрифтом иного начертания, чем шрифт основного текста, но того же кегля и гарнитуры или шрифтом более мелкого либо крупного кегля, шрифтом других гарнитур и т.п.. Книжная традиция отбивать новый подраздел текста, стилем шрифта (курсивом, капителью) или буквицей выполняет функцию членения. Прием невольно становится выделением.

Значением же текстовых выделений является обращение внимания читателя на тот или иной фрагмент, оформленный иначе, чем основная его часть, что и выделяет его, делая самым заметным. Тем не менее, каждый из видов выделений несет какую-либо собственную цель.

1.2 Виды текстовых выделений

Виды выделений по назначению и роли в издании различают следующие виды выделений: 1) внутритекстовые (скрытые в тексте) заголовки; 2) логические усиления; 3) мнемически-справочные выделения; 4) структурные выделения; 5) структурно-рубрикационные выделения; 6) структурно-технические выделения.

1.3 Приемы текстовых выделений

В приемах выделения принято различать три большие группы: шрифтовые, нешрифтовые и комбинированные (смешанные) выделения.

1.3.1 Шрифтовые приемы выделения

К этим приемам относятся:

1. Изменение рисунка (гарнитуры) шрифта. Прием наиболее подходит для структурных выделений большого объема, когда выделяемый текст (чаще всего документально-иллюстративного характера) не уступает в значении остальному тексту. Набор шрифтом меньшего размера (кегля) в таких случаях не годится, а применению втяжек мешает большой объем (если он превысит страницу, читатель может не заметить втяжки). Применять же курсив нецелесообразно из-за его сниженной удобочитаемости.

2. Изменение начертания шрифта:

а) Курсив светлый в массиве прямого; Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга. (Леонид Андреев)

б) Полужирное прямое начертание в массиве светлого прямого:

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга. (Леонид Андреев)

в) Курсивное полужирное начертание в курсивном светлом:

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга. (Леонид Андреев)

г) Узкое или широкое начертание в нормальном по плотности (ширине) шрифте и наоборот:

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга. (Леонид Андреев)

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга. (Леонид Андреев)

д) Набор прописными в массиве строчного:

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет КНИГА. Леонид Андреев

е) Набор капителью (шрифт по высоте строчной, а по начертанию прописной) в массиве строчного:

Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет КНИГА. Леонид Андреев

Эти приемы могут сочетаться разным способом (ПОЛУЖИРНЫЙ ПРОПИСНОЙкурсив узкий или широкий и т. д.).

Используется изменение начертания шрифта гл. обр. для выделения отдельных слов и словосочетаний, реже -- фраз, причем наиболее широко применяется светлый курсив (для скрытых в тексте рубрик, логических усилений, мнемических справочных выделений, небольших по объему структурных выделений).

3. Изменение размера (кегля) шрифта:

а) Набор шрифтом меньшего кегля (обычно на две ступени меньшего, чем кегль шрифта осн. текста: кг. 8 в кг. 10; кг. 6 в кг. 8; кг. 7 в кг. 9 и т. п.).

Применяется для выделения вспомогательно-второстепенного текста, причем при большом объеме набора шрифтом мелкого кегля увеличивают интерлиньяж (междустрочные пробелы); напр., при наборе кг. 8 интерлиньяж увеличивают на 2 п., чтобы не ухудшить условия чтения.

«Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых» (СанПин 1.2.1253--03) в изданиях, читаемых большими порциями (с большой зрительной нагрузкой), разрешают набирать шрифтом кг. 7 только доп. текст объемом не более 1 500 знаков на странице, а в изданиях, читаемых небольшими порциями, -- не более 2 000 знаков и осн. текст в справочных изданиях. Кг. 6 допускается в изданиях, читаемых небольшими порциями, для доп. текста объемом не более 1 500 знаков на странице.

В изданиях детской лит. ОСТ 29.127--96 «Издания книжные для детей. Общие технические условия» устанавливает кегль шрифта вспомогательно-дополнительных текстов при возрасте читателей 11--14 лет не менее 9 п. с обязательным увеличением интерлиньяжа на 2--4 п., а при возрасте читателей 15--17 лет -- не менее 8 п. с обязательным увеличением интерлиньяжа не менее чем на 2 п.

Объем вспомогательно-доп. текста в изданиях для читателей 11--14 лет не должен превышать 2 000 знаков, а в изданиях для детей 15--17 лет занимать не более 1/3 полосы.

б) Набор шрифтом увеличенного кегля по сравнению с кеглем шрифта осн. текста (обычно на две ступени большего, чем кегль шрифта осн. текста: кг. 12 в кг. 10; кг. 10 в кг. 8 и т. п.).

Применяется для выделений правил, законов, главных положений.

1.3.2 Нешрифтовые приемы выделения

К этим приемам относятся:

1. Увеличение межбуквенных просветов -- разрядка. Прием подходит для скрытых в тексте заголовков, логических усилений, мнемически-справочных и структурных выделений отдельных слов и словосочетаний, когда нужно разнообразить приемы, по-разному оформляя различные виды выделений.

Многие художники-оформители считают, что разрядка снижает качество набора полосы, ухудшает общее впечатление от нее, и предпочитают ей шрифтовые приемы выделения. При большом числе выделений разрядкой многословных словосочетаний она снижает не только удобочитаемость текста, но и емкость печ. листа.

2. Втяжки одно- и двусторонние. Прием используют для структурных выделений небольшого объема, когда выделяемый текст не уступает по значению остальному, а выделять шрифтом другой гарнитуры или начертания нежелательно.

3. Восклицательный и вопросительный знаки в круглых скобках. Этими знаками, уже потерявшими значение пунктуационных, выделяют обычно в тексте цитаты предшествующее слово или словосочетание, помогая выразить к ним свое отношение в знаковой, а не словесной форме.

Восклицательным знаком в круглых скобках подчеркивают свое согласие с такими словами цитируемого текста или их одобрение, а вопросительным -- свое сомнение в словах цитируемого, несогласие с ними или их ошибочность.

4. Знак ударения над словом. Он необходим для логического усиления подчинительного союза что, без чего фраза может быть прочитана неверно, не в соответствии с тем значением, которое хотел передать ею автор. Ср.:

Я знаю, что он говорит (т. е. не молчит).

Я знаю, чтоґ он говорит (т. е. каково содержание его речи).

Первая фраза (без ударения над союзом что) может быть прочитана как значащая именно то, что напечатано в скобках вслед за ней. Между тем не исключено, что автор хотел передать фразой другое значение (второе), но забыл воспользоваться знаком ударения над союзом или не посчитал это нужным.

Конечно, из дальнейшего контекста читатель может понять, что первоначально прочитал фразу неверно. Для проверки ему придется вернуться к этой фразе и перечитать ее с ударением на союзе «что». Если бы автор (редактор-издатель) поставил ударение на союзе «что», неверное первоначальное чтение фразы было бы исключено и техническая задержка в чтении текста устранена.

Выделение же союза что курсивом, полужирным, разрядкой -- слишком сильное для такого рода усиления. Поэтому традиционно для него используется знак ударения.

5. Линейки подчеркивающие, отчеркивающие и обрамляющие. Подчеркивающие линейки могут быть использованы взамен шрифтовых выделений, когда последних не хватает для оформления различных видов выделений.

Вертикальные отчеркивающие линейки применяют в сочетании с втяжкой для структурных выделений большого объема, когда выделяемый текст занимает целые страницы и одна втяжка может быть не замечена читателем.

В обрамляющие линейки заключают обычно правила, законы, важнейшие положения для более сильного подчеркивания их значения.

6. Орнаментальные рамки. Их применяют так же, как и обрамляющие линейки, для более сильного выделения и в соответствии с общим стилем оформления.

7. Увеличение или уменьшение интерлиньяжа (междустрочного пробела). Может быть использовано для структурных выделений большого объема, чаще всего эти тексты набирают без увеличенного интерлиньяжа при наборе остального текста с увеличенным интерлиньяжем. При этом следует учитывать ограничения в кегле шрифта и объем выделенного текста, установленные стандартами.

8. Отбивки-пробелы (обычно в сочетании с втяжкой или другими приемами). Это лишь доп. средство выделения, цель которого -- сильнее отделить выделяемый текст от основного.

9. Печать другим цветом или на цветной плашке. Этот сильный прием целесообразен только в том случае, если не ухудшает условий чтения, не снижает удобочитаемости текста. ОСТ 29.127--96 требует в книжных изданиях для детей при печати выделений цветными красками набирать их шрифтом кегля на 2 п. больше кегля шрифта осн. текста и не разрешает печатать их на цветном, сером фоне, на многокрасочных иллюстрациях.

10. Выворотка. Сильный способ: текст образуется пробельными элементами (белый шрифт на черном или цветном фоне). Напр.:

«Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга.» Леонид Андреев

Выворотка снижает удобочитаемость текста, и прибегать к ней нужно очень осторожно, используя главным образом для текстов небольшого объема.

СанПин 1.2.1253--03 допускают в изданиях для взрослых выворотку только при условии набора выворотного текста объемом более 2000 знаков на странице шрифтом кегля не менее 12 п. и увеличении интерлиньяжа на 4 п., а при объеме менее 2000 знаков на странице -- шрифтом кегля не менее 10 п. и при объеме менее 200 знаков на странице--шрифтом кегля 9 п. Во всех случаях оптическая плотность фона должна быть не менее 0,4.

В книжных изданиях для детей ОСТ 29.127--96 разрешает выворотку шрифта для выделений и набора вспомогательно-доп. текста, только если издания адресованы детям 11 лет и старше.

При этом в изданиях для детей 11--14 лет гарнитура шрифта для выделения вывороткой должна быть из группы рубленых или новых малоконтрастных шрифтов, кегль не менее 12 п., оптическая плотность фона -- не менее 0,5, а объем текста -- не более 2 000 знаков. В изданиях для детей 15--17 лет для выворотки те же нормы, что и для изданий для взрослых.

1.3.2 Комбинированные приемы выделения

Они представляют собой комбинацию шрифтовых приемов с нешрифтовыми. Напр., курсив вразрядку; набор шрифтом меньшего кегля, или другой гарнитуры, или другого начертания в сочетании со втяжкой и т. д. Сочетания могут быть самыми разнообразными. Комбинированными являются и сочетания между собой разных шрифтовых приемов или разных нешрифтовых приемов.

1.4 Оформление текстовых выделений. Общие требования к использованию приемов выделения

Первое такое требование -- объект каждого вида выделять по-своему. Цель -- помочь читателю легко, сразу отличать один вид выделенного объекта от других. Напр., если термины набраны вразрядку, то имена лучше выделить курсивом светлым.

Различать выделительными приемами целесообразно такие объекты, как скрытые в тексте заголовки, логические усиления, термины, имена, названия. Когда же они встречаются в тексте вместе и средств для выделения объекта каждого вида по-своему не хватает, то одинаково выделять предпочтительно такими парами: скрытые в тексте заголовки и термины, имена и названия.

Второе требование -- применять выделения последовательно. Это значит, что, решив выделить, напр., имена и названия, нельзя одни из них выделять, а другие того же типа и значения оставлять не выделенными или, выбрав для выделения, напр., имен светлый курсив, нельзя какие-то из них набирать вразрядку.

Соблюдать последовательность в использовании приемов выделения, особенно в сложных изданиях, помогает спецификация, определяющая их систему. Напр.:

Имена -- разрядка при первом упоминании.

Названия -- курсив светлый при первом упоминании.

Примеры -- кг. 8 со втяжкой и отбивкой от осн. текста.

Логические усиления -- курсив светлый и т. д.

Благодаря спецификации не нужно рыскать по оригиналу для того, чтобы узнать, каким приемом раньше выделялся такой же элемент текста. Кроме того, по спецификации, представляющей систему выделений в сжатой, наглядной форме, эту систему проще совершенствовать, разнообразя различные приемы для различных видов выделений и используя всю гамму возможностей типографики.

1.5 Примеры выделений

Прием выделения подчеркивающей линейкой. Читатель сразу обратит внимание на выделенную часть и при этом полоса не выглядит перегруженной. В данном приложении не найдено серьезных нарушений и поэтому его не нужно переверстывать.

Использование обычной спусковой полосы. Сразу обратим внимание на перегруженность страницы: заголовки -- полужирные, а выделения голубого цвета, причем набраны разными шрифтами, а так же имеется выделение в виде форточки.

Все это создает аляпистость полосы. Взгляд читателя будет скакать от одного выделения к другому и не сможет остановиться на каком-то конкретном. Следует либо сократить количество выделений либо убрать цветность. В перевёрстке указан вариант с удалением курсива и разрядки. Так же стоит выполнить переверстку заголовка: выровнять по центру и сделать другой перенос, так как в оригинале все это выполнено не по правилам.

Применение выделения на цветной плашке слишком большого отрезка текста -- целой полосы набора. Такой прием нельзя назвать удачно примененным..

Редко применяемый вид выделения -- двухколонный набор с отчеркивающей линейкой. Прием можно назвать удачным. Переверстки не требует.

Выделение полностью курсивным начертанием. Выделение такого большого количества текста необоснованно. Пример требует переверстки.

Отличный пример обрамляющей линейки. Оно применено для более сильного выделения участка текста в соответствии с общим стилем оформления. Пример выделения хороший, переверстки не требует.

Прием выделения диалога, который можно назвать весьма удачным, не требующим переверстки. Весь диалог выделен курсивом, применена втяжка слева, первый (главный по смыслу) вопрос выделен полужирным начертанием.

Выделение разрядкой. Такой пример нельзя назвать удачным. Разрядкой лучше выделять отдельные слова, нежели целые предложения или большие части сложного предложения, как в данном примере. Из-за большого количества слов, выделенных разрядкой, три строки от полосы выглядят жидкими.

Такие строки совершенно не читаемы, с трудом можно отличить расстояние между буквами от пробела между словами. Пример требует переверстки. Такую разрядку можно было бы заменить более подходящим приемом, дабы выделить определенный отрывок предложения, или вовсе оставить эту часть предложения выделенной только курсивом, но так как во всем учебном пособии используется именно этот прием -- широкая разрядка, то ее просто стоит сделать уже, что бы выглядела не так жидко.

Заливка цветом одного слова. Пример уместный, удачный, переверстки не требует.

2. Компьютерная верстка

2.1 Обоснование выбора программы верстки

Для переоформления образцов спусковых и концевых полос была выбрана программа Adobe® InDesign® CC 2015, так как эта программа имеет массу преимуществ.

Adobe InDesign -- это приложение, представляющее собой универсальный инструмент для публикации контента, обеспечивающее дизайнерский и типографический контроль на пиксельном уровне. Данному программному обеспечению присуща удобная адаптация макетов к разным форматам страниц, устройствам и ориентациям с сохранением качества изображения.

Работая с программой, пользователь может повысить производительность и сэкономить время, используя такие функции, как инструмент сбора содержимого, разделение окна, предварительный просмотр изображений в градациях серого, легкий доступ к часто применяемым шрифтам, а также многие иные возможности.

InDesign позволяет формировать профессиональную документацию и публикации в цифровом формате. Утилита обеспечивает контроль над инструментами дизайна, типографики, публикации документов и предпечатной проверки.

При помощи данной программы пользователь может:

· создавать современный контент

· разрабатывать документы и выводить их сразу на печать на профессиональные и настольные принтеры;

· реализовывать творческие замыслы при создании различных проектов благодаря возможности совместной работы с другими продуктами Adobe (Illustrator, Photoshop, Flash Professional, Acrobat);

· создавать сложные макеты страниц;

· использовать для творчества интегрированные механизмы рисования, обратимые и встроенные эффекты, графические 3D-объекты Photoshop, отточенный контроль прозрачности;

· создавать проекты для специализированных публикаций, применяя язык разметки InDesignMarkupLanguage;

· легко проектировать и создавать версии макета для нескольких печатных материалов и устройств в едином файле.

Adobe InDesign поддерживает множество различных форматов файлов, среди них:

- видео:FLV, F4V;

- аудио: MP3;

- другие: JPEG, PDF, SWF, EPUB, XFL.

Adobe InDesign может импортировать графические файлы различных форматов - как наиболее распространенные AI, BMP, EPS, GIF, PSD, TIFF, так и более редкие DCS, EMF, PCX, PICT, PNG, SCT (ScitexCT), WMF.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Информатика группа 201.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 28.04.2021г

Информатика группа 205.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 28.05.2021г.

Программное обеспечение группа 505.Законспектировать прислать на почту,фото отчетом. 06.03.2023г.